На базе Пятигорского медико-фармацевтического института (ПМФИ) – филиала Волгоградского государственного медицинского университета прошел заключительный очный этап Всероссийской олимпиады «Я – профессионал» сезона 2018/2019 по направлению «Фармаци́я». ПМФИ является одним из семи вузов-соорганизаторов олимпиады по данному направлению. Вузом-организатором является Первый Московский Государственный Медицинский Университет имени И.М. Сеченова. Соответственно, все финалисты проходили очный этап в одном из названных восьми вузов.

13 февраля на площадке ПМФИ собрались 38 человек - участники заключительного очного этапа: студенты из самого ПМФИ, а также из Дагестанского госмедуниверситета (ДГМУ). Ранее все успешно прошли первый заочный этап, который состоялся к конце прошлого года, и вышли в финал.

На первом этапе, прошедшем в формате заочного тестирования, студентам были предложены самые разнообразные вопросы, в том числе по физической и коллоидной химии, аналитической и фармацевтической химии, фармакогнозии, технологии лекарств и фармакологии, а также управлению фармдеятельностью.

Заключительный (очный) этап – это уже уровень soft-skill, который подразумевает оценку уровня освоения практических навыков будущих специалистов в области фармации.

Олимпиада рассчитана на студентов 4-5 курсов. Но в финал удалось пройти еще и третьекурснику и даже первокурснику!

Итоги олимпиады и имена победителей будут подведены в марте-апреле. В ходе прохождения заданий финалистов на месте оценивал по чек-листу приглашенные эксперты – представители потенциальных работодателей. Окончательную оценку выставит комиссия вуза-организатора (Сеченовского медуниверситата) с учетом чек-листа и результатов анализа видеозаписи.

На заключительном (очном) этапе 13 февраля студентам предстояло пройти пять станций (по 10 минут на каждой) и показать свои компетенции и практические навыки по самым разнообразным направлениям фармацевтической деятельности, начиная от определения подлинности фармацевтической субстанции; контроля качества фармацевтической субстанции и лекарственных форм; контроля качества экстемпоральных лекарственных форм (т.е. изготовленных в производственной аптеке)до демонстрации навыков приемочного контроля лекарственных препаратов в аптеке и продажи лекарственных средств, а также фармацевтического консультирования населения в торговом зале аптеки.

Стоит отметить, что при прохождении ряда станций студенты должны были пользоваться основополагающим отраслевым сводом документов- Государственная фармакопея XIV издания, который был им предоставлен как в электронном виде, так и для удобства – фрагментарно, на печатных листах, и другими нормативными документами.

Сами станции были организованы на базе аккредитационного центра ПМФИ, где выпускники-провизоры проходят первичную аккредитацию после получения диплома об окончании вуза и получают путевку в профессию. В-принципе, ряд заданий олимпиады был составлен по аналогии с аккредитационными тестами, но с учетом разницы в уровне подготовки дипломников и студентов.

О некоторых станциях

Другое отличие – для олимпийцев была организована станция «Контрольно-аналитическая лаборатория», которая не предусмотрена при первичной аккредитации выпускников-дипломников.

На данной станции проводится контроль качества фармацевтических субстанций, а также лекарственных форм как готовых, так и изготавливаемых в аптеке.

Лаборатория аккредитационного центра ПМФИ оборудована современными приборами, начиная от ионометра (для измерения pH) до спектрофотометра (прибор для определения светопоглощения), позволяющими проводить идентификацию, определять степени чистоты и содержание действующего вещества. 

В рамках задания по олимпиаде студенты должны были выполнить количественное определение заданной фармацевтической субстанции и сделать заключение о ее качестве. Для этого использовались титриметрические методы анализа (алкалиметрия, ацидиметрия, комплексонометрия и др).

Одна из станций была посвящена изготовлению лекарственных форм и контролю их качества. Студентам было предложено 10 экстемпоральных лекарственных форм (т.е. лекарственных форм, изготовляемых непосредственно в аптеке по рецепту врача) и готовые лекарственные формы (т.е. изготовленные на производстве). В процессе прохождения станции студенты должны были показать умение оценивать качество изготовленных лекарственных форм, а также пользоваться действующей нормативной документацией.

Умение осуществлять контроль качества экстемпоральных лекарственных форм – это функция рецепта́ра-контролера производственной аптеки. Экстемпоральная рецептура (т.е. индивидуальное или малосерийное изготовление лекарственных форм) требует от рецепта́ра-контролера умения искать информацию в нормативной документации, проверять оформление этикеток, заполнять паспорта письменного контроля, проводить расчет норм допустимых отклонений от массы и объема лекарственной формы и пр. На олимпиаде были предложены для контроля такие экстемпоральные лекарственные формы, как микстура (жидкие лекарственные формы) и мази.

Впрочем, олимпиада – это не дополнительная оценка знаний, ее задания должны быть неординарными и рассчитаны на лучших студентов, которые не просто осваивают учебные программы, но и занимаются, например, в научных кружках, готовят себя к разнообразной фармацевтической деятельности, в т.ч. в области контроля качества. Ведь перед отечественным здравоохранением стоит важнейшая государственная задача обеспечивать население качественными лекарствами.

«Контроль качества лекарственных препаратов необходим на всех этапах их производства и обращения на рынке. Выпускники нашего вуза по специальности «Фармация», получившие профессию провизора, востребованы не только как аптечные работники, - рассказал директор ПМФИ, сопредседатель оргкомитета олимпиады «Я – профессионал» по направлению «Фармация», доктор медицинских наук Всеволод Леонидович Аджиенко. – Разработчик лекарственных препаратов в вузе, научной организации, R&D подразделении фармацевтической компании; специалист по контролю качества или производству лекарств, работник надзора или органов управления здравоохранением, медицинский представитель, - дипломированному провизору открыты не только эти, но и многие другие перспективные пути профессионального развития».

 

Материал подготовила Светлана Богданова

Фото: Валерий Литвинов

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter