В Узбекистане разработана Концепция развития фармацевтической отрасли на 2018–2022 годы.
К применению в медицинской практике в Узбекистане разрешены:
6 218 торговых названий лекарственных средств зарубежного производства;
2 462 торговых названия лекарственных средств отечественного производства;
1 586 наименований изделий медицинского назначения, в т.ч. 228 наименований отечественного производства.
В проекте Концепции выделены 5 основных направлений деятельности по развитию фармацевтики Узбекистана.
Фармацевтическое образование
поэтапное внедрение ступенчатой подготовки фармацевтических кадров
расширение мобильности студентов, преподавательского и другого персонала для взаимного обогащения
совершенствование системы последипломного образования
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений
организация обучения специалистов и студентов в странах с развитой фармацевтической промышленностью (как минимум на один академический год)
Фармацевтическая наука
координация научных исследований по разработке лекарственных средств и изделий медицинского назначения
создание центра по стандартизации, подготовке проектов нормативных документов, экспертизе промышленных регламентов, оценке материалов доклинических испытаний лекарственных средств и изделий медицинского назначения
создание государственного центра по проведению доклинических и клинических исследований в соответствии с международными стандартами GCP и GLP
внедрение в производство в среднесрочной перспективе отечественных разработок лекарственных средств и изделий медицинского назначения
внедрение применения в медицинской практике лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения приоритетных отечественных лекарственных средств, в т.ч. оригинальных
Производство лекарственных средств∗
определение перечня приоритетных для импортозамещения дженериков, импорт которых занимает большую долю, как в натуральном, так и в денежном выражении
рассмотрение вопроса дальнейшего снижения таможенных тарифов (таможенная пошлина, акциз, НДС) до нулевой ставки на импортируемые субстанции, вспомогательные вещества, первичные упаковочные материалы и сырье для их производства
для ускоренной модернизации действующих производств предусматривается рассмотрение вопроса дальнейшего снижения таможенных тарифов до нулевой ставки на:
импортируемое технологическое и лабораторное оборудование для производства лекарственных веществ (субстанции), лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
запчасти для технологического и лабораторного оборудования;
строительные конструкции (для чистых комнат), материалы и оборудования для организации фармацевтического производства, системы кондиционирования и вентиляции для применения на фармацевтических производствах
рассмотрение возможности предоставления преференции по земельному налогу и по налогу на имущество на 3 года с момента получения права владения для новых фармацевтических производств
Обеспечение качества лекарственных средств и изделий медицинского назначения
создание системы управления качеством всего цикла оборота лекарственных средств путем внедрения требований GxP (GLP, GCP, GMP, GDP, GPP)
создание государственной системы подготовки кадров – инспекторов GMP, с целью проведения постоянного консультирования и обучения персонала производственных предприятий
создание и публикация официальных методических пособий по внедрению Правил GxP (GLP, GCP, GMP, GDP, GPP), организация курсов, консультаций и других мероприятий, направленных на повышение квалификаций по их внедрению на базе ГУП с разъяснением трактовки требований с приведением практических примеров для производителей
создание лаборатории, соответствующей международному стандарту GLP, на базе Института химии растительных веществ Академии наук
внедрение международного стандарта GCP в Ташкентской медицинской академии, Республиканских специализированных центрах и других государственных лечебно-профилактических учреждениях и сертификация данных центров в соответствующих международных организациях для признания результатов проведенных исследований
Оптовая и розничная реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения
проведение системного контроля за соблюдением оптовыми и розничными организациями установленного порядка государственного регулирования цен на них
усиление работы по борьбе с оборотом недоброкачественных либо фальсифицированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения
изменение ОКЭД кода организаций, занимающихся фармацевтической деятельностью, с кода субъекта предпринимательства на код организаций здравоохранения
организация и развитие аптечной сети, розничных и оптовых предприятий и организаций всех форм собственности на основе внедрения стандартов GDP и GPP
пересмотр в сторону значительного снижения комиссионного сбора за заключаемые сделки через УзРТСБ и портал госзакупок
введение пониженных тарифов для рекламы отечественных производителей и продукции фармацевтических производителей на телевидении
∗ Лекарственные средства и изделия медицинского назначения в республике производят 152 фармацевтических предприятия.
В силу особенностей территориально-географического положения Узбекистан представляет собой перспективную базу для производства:
субстанций и готовых лекарственных препаратов из растительного сырья;
субстанций и лекарственных средств из неорганического и минерального сырья;
радиофармпрепаратов;
изделий медицинского назначения.
Узбекскими производителями обеспечивается 27% от объёма потребления лекарственных препаратов, входящих в Список основных лекарственных средств (СОЛС).
По некоторым видам востребованных препаратов в инъекционной и инфузионной форме достигнуто импортозамещение более 80%.
Также с целью обеспечения эффективной реализации Концепции планируется:
создание Координационного совета при Президенте по мониторингу реализации Концепции с включением представителей органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры, представителей Олий Мажлиса и общественности, Ассоциации предприятий фармацевтической промышленности;
наделение Национального агентства проектного управления функциями по разработке Программы развития фармацевтической отрасли до 2022 года как практического инструмента реализации Концепции, в рамках которой должно быть предусмотрено детальное описание реализуемых мероприятий, включая сроки реализации, индикаторы эффективности и их значения, финансово-экономическое обоснование, источники финансирования, основных исполнителей и соисполнителей, перечень необходимых законодательных и нормативных правовых актов.