Федеральная антимонопольная служба обозначила условия, при выполнении которых в России возможна реализация программы risk-sharing. Их озвучил начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев.

Условия следующие:

- лекарственный препарат должен быть инновационным (референтным) и защищен патентом;

- у препарата должны отсутствовать зарегистрированные терапевтические аналоги, а необходимость его применения должна быть обусловлена невозможностью применения иных лекарственных средств и направлена на обеспечение прав граждан на доступ к инновационным препаратам в жизнеугрожающих состояниях;

- лекарственный препарат не должен входить в перечень ЖНВЛП;

- отпускная цена лекарственного препарата не должна превышать цену в референтных странах;

- проект должен проводиться в целях оценки экономической эффективности применения препарата при условии 100 % компенсации затрат бюджетных средств поставщиком лекарственного средства в случае отрицательного результата пилотного проекта;

- результат должен определяться с помощью четких измеримых показателей эффективности;

- пациенты, получающие лекарственные препараты в рамках проекта, должны быть застрахованы в соответствии с законом об обращении лекарственных средств и иметь гарантии на продолжение финансирования в случае прекращения действия соглашения при условии установленной эффективности в отношении конкретного пациента;

- реализация соглашений должна проводится по единым правилам, требованиям, образцам документов, разработанным и утвержденным Минздравом России.

По словам Нижегородцева, многие регионы отказались от идеи risk-sharing, так как она несёт с собой определённые финансовые обязательства, которые невозможно выполнить из-за отсутствия соответствующих статей в бюджете.

Медицинские организации, в свою очередь, отмечают высокие затраты и административные барьеры, связанные с реализацией и контролем исполнения соглашений. Кроме того, они выделяют сложности, связанные с компьютеризацией данных и контролем пациентов, а также с управлением несколькими договорами одновременно. Плательщики сталкиваются со сложностями установления показателей эффективности, которые бы поддавались измерению.

«Наша система здравоохранения институционально не готова к внедрению risk-sharing — добавил Нижегородцев. — У нас в развитии находится система фармаконадзора, отсутствует должный контроль за взаимоотношениями между врачами и фармкомпаниями. Более того, те предложения по risk-sharing, которые к нам поступали, не согласуется с положениями Закона о контрактной системы. Таким образом, в нашей правовой среде реализация программы пока не возможна.

Система risk-sharing предполагает, что государство оплачивает производителю использование лишь тех инновационных препаратов, которые показали эффективность своего применения. Большую часть рисков принимает на себя производитель, с которым плательщик заключает соответствующее соглашение.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter