Программа развития Российского Здравоохранения ФАРМА 2030 не продумана до конца и нуждается в доработке. Об этом говорили участники совместного заседания Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности, Комиссии РСПП по индустрии здоровья, Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности.
Среди недостатков были названы:
отсутствие цели разработки, утверждения и реализации Стратегии. Разработчикам предложено в качестве основной цели стратегии определить создание пациенто ориентированной модели отечественной системы здравоохранения;
отсутствие необходимых индикаторов и конкретных значений, которые должны быть достигнуты в результате реализации Стратегии. Например, в проекте говорится о необходимости наращивания экспорта. Эксперта отметили, что важно указать конкретные рынки для экспорта (например, СНГ, США, Латинская Америка, Евросоюз) и заложить индикаторы роста доли отечественных лекарственных препаратов на каждом из них;
отсутствие конкретных показателей в проекте связано, в том числе, с тем, что Минпромторгом России не подведены итоги реализации Стратегии ФАРМА-2020;
сложно выделить задачи, которые ставятся перед отраслью, а также отсутствуют соответствующие им мероприятия;
недостаточность положений, касающихся вопросов защиты интеллектуальных прав в фармацевтической отрасли;
недостаточная проработанность вопросов, связанных с регулированием рекламы фармацевтической продукции;
отсутствие положений, направленных на развитие производства детских лекарственных препаратов, препаратов для лечения онкологических заболеваний;
отсутствие раздела по развитию радиофармацевтической промышленности;
не затронута внедряемая в настоящее время система маркировки лекарственных препаратов.
Директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Алексей Алехин прокомментировал прозвучавшие замечания и предложил направить их в министерство для дальнейшей работы.
По итогам обсуждения приняты решения:
Обобщить поступившие замечания и направить в Минпромторг России до 4 августа 2018 года;
Сформировать рабочую группу с участим представителей отраслевых ассоциаций, государственных органов, профильных ведущих вузов и научных организаций для переработки проекта стратегии. Представители отрасли уверены, что только документ, отвечающий современным вызовам и учитывающий мировые тренды не только в производстве, но и в профильном образовании, R&D позволят создать сильную и конкурентоспособную российскую фармацевтическую промышленность.
В рамках второго вопроса повестки заседания была рассмотрена ситуация в сфере производства отечественных медицинских изделий.
Несмотря на наметившуюся тенденцию увеличения объёмов и номенклатуры медицинских изделий отечественного производства, их доля на российском рынке не превышает 21% (доля изделий для травматологии – меньше 10%). В соответствии с контрольными цифрами Государственной программы к 2020 году на российском рынке доля изделий российского производства должна быть увеличена до 40%. Анализ, проведённый в ходе работы 10 Всероссийского съезда работников фармацевтической и медицинской промышленности (март 2018 года) и при обсуждении в период подготовки и проведения заседания, показывает, что без кардинального изменения существующей системы обращения медицинских изделий эту задачу не решить.