У мессенджеров, таких как WhatsApp, Viber и Telegram, большие перспективы в фарме, считает директор ААУ «СоюзФарма» Дмитрий Целоусов.
По словам Д.Целоусова, мессенджеры — это дополнительный информационный ресурс, который в последнее время хорошо себя зарекомендовал. Множество товаров, проходящих через него, пользуются успехом. Почему сейчас аптеки не рекламируют свои товары с помощью этих инструментов? Дело в том, что мессенджеры не позволяют ознакомить потребителя с широким ассортиментом, который есть в аптечной организации, поясняет эксперт.
Это специфический ресурс, который позволяет оповестить о конкретном товаре. Но если откроется легальная возможность онлайн-торговли, то этот процесс пойдет, считает Целоусов, информация будет распространяться. Разумеется, со ссылками на сайты конкретных аптечных организаций, потому что именно так сейчас прописано в проекте закона об онлайн-торговле лекарствами, подытоживает эксперт.
При этом генеральный директор компании BrandMonitor Юрий Вопилов считает, что, даже когда торговля медикаментами через интернет-аптеки станет разрешенной, на легализацию торговли через мессенджеры вряд ли стоит надеяться, поскольку такая торговля нарушает здоровую конкуренцию, ставит здоровье потребителя под угрозу и практически не поддается государственному контролю.
По его мнению, это, скорее, будет уделом недобросовестных продавцов, поскольку в настоящее время с помощью мессенджеров компании могут напрямую общаться с потребителями, без посредников предлагая им свои товары и услуги.
Понятно, что так как общение с клиентом ведется конфиденциально, то у продавцов появляется возможность реализовывать товары, запрещенные к обороту в конкретной стране, с минимальным риском для себя. Например, известно множество случаев использования мессенджеров для распространения наркотических веществ. До распространения лекарственных средств, требующих рецепта или запрещенных к реализации, дело пока не дошло, но возможность использования мессенджеров недобросовестными производителями лекарств и торговцами контрафактным товаром в будущем вполне реальна, считает Юрий Вопилов.
Гендиректор компании BrandMonitor называет еще два интернет-инструмента, которые может активно использовать фарма в будущем:
Во-первых, это теневой интернет, он же даркнет, который использует нестандартные коммуникационные протоколы и порты, позволяющие пользователям такой сети сохранять относительную анонимность. "Наиболее популярные сети – это Tor, I2P и Freenet, — рассказывает эксперт. — Даркнет больше известен как площадка для хакеров, однако там продают не только вредоносное программное обеспечение и данные пользователей. Среди популярных товаров — наркотические вещества, оружие, фальшивые документы, порнографические материалы и, конечно же, лекарственные препараты. Доля медикаментов, по статистике, собранной самими участниками теневого онлайн-рынка, составляет порядка 20% от всех реализуемых товаров".
Во-вторых, это новинка для российской интернет-торговли - дропшиппинг, как способ реализации товара. Согласно этой схеме, производитель, не желающий заниматься продажами лично, нанимает посредника, который занимается рекламой и поиском клиентов, при этом продавая товар от своего имени, хотя на самом деле товар подготавливается к отправке и поставляется самим производителем.
В последнем случае администратор сайта, занимающийся реализацией продукта, является в юридическом смысле «подушкой безопасности», так как обычно он несет ответственность, если с товаром возникают какие-либо проблемы.
Вопилов подчеркивает, что дропшиппинговыми платформами, помимо честных производителей, пользуются и производители контрафакта, и компании, занимающиеся серым импортом. На данный момент лекарственные препараты практически не представлены на дропшиппинговых платформах, за исключением таблеток или ягод для похудения, средств для повышения потенции или БАДов, свидетельствует эксперт.