На февраль обычно приходится не только обнародование окончательных официальных итогов года минувшего, но и уточнение ближайших планов и прогнозов на год наступивший. Не является в этом смысле исключением и ситуация, складывающаяся в отечественном здравоохранении.

По понятным причинам, в зоне повышенного внимания – и властей предержащих, и широкой общественности, и собственно работников – остаются вопросы, так или иначе связанные с заработной платой. Тема эта, заметим, обрела в последние месяцы особую злободневность как в связи с перманентностью сообщений СМИ о невыплатах медикам и фармацевтам полагающегося вознаграждения за труд (освещению этой проблемы и путям ее решения будет посвящена заключительная часть данной статьи, прим. Ред.), так и с неимоверным количеством спекуляций относительно ожиданий роста зарплат.

Попытаемся взглянуть на зарплатную ситуацию в сфере здравоохранения объективно. Начнем, как водится, с оценки текущего момента.

Основные итоги 2016 года

По данным федерального статистического наблюдения, в конце минувшего года средняя заработная плата (в целом по Российской Федерации, далее также – СЗП) составила:

  • для врачей, иных работников организаций здравоохранения с высшим профессиональным образованием – 48,9 тыс. рублей;
  • для работников из числа среднего медицинского и фармацевтического персонала (далее – СМФП) – 27,7 тыс. рублей (или чуть более 56,5 процента от СЗП врачей (им равных));
  • для работников из числа младшего медицинского и фармацевтического персонала (персонала, обеспечивающего предоставление соответствующих видов услуг, далее – ММФП) – 17,7 тыс. рублей (36 процентов от СЗП врачей (им равных)).

Средняя (номинальная начисленная) заработная плата в Российской Федерации по данным за ноябрь 2016 года составила 36,2 тыс. рублей (для сравнения: в июне – 38,5 тыс. рублей, или чуть более 106 процентов к уровню, зафиксированному в конце года, данные охватывают персонал организаций всех форм собственности). Таким образом, несколько снизившись в течение второго полугодия 2016 года, средний размер заработной платы работников здравоохранения относительно федерального среднего уровня (далее ФСУ ЗП):

  • для врачей, им равных – превышал ФСУ ЗП примерно на 35 процентов;
  • для работников из числа СМФП – был ниже ФСУ ЗП на 23,5 процента;
  • для работников из числа ММФП – был ниже ФСУ ЗП на более чем 51 процент.

Отметим также, что заработная плата работников федеральных организаций здравоохранения в минувшем году была выше, чем у работников организаций, состоящих как в собственности субъектов Российской Федерации, так и в муниципальной собственности, в том числе:

  • для врачей (им равных) – на 4 процента и 28 процентов, соответственно;
  • для работников из числа СМФП – на 10 и 40 процентов, соответственно;
  • для работников из числа ММФП – на 13 процентов и 42 процента, соответственно.

Еще более разительными остаются отличия в размерах заработных плат работников здравоохранения по субъектам Российской Федерации. Дифференциация значений вознаграждения за труд составляет (минимальные значения приведены по Республике Калмыкия, максимальные – по Ненецкому автономному округу):

  • для врачей, им равных – от 23,2 тыс. рублей до 115,2 тыс. рублей;
  • для работников из числа СМФП – от 16 тыс. рублей до 75,3 тыс. рублей;
  • для работников из числа ММФП – от 10,8 тыс. рублей до 44,5 тыс. рублей.

Факты и планы

Теперь соотнесем фактические, пусть и усредненные, показатели с плановыми.

Как известно, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 предписывается (подпункты «а», «е» пункта 1) повышение средней заработной платы врачей, иных работников организаций здравоохранения с высшим профессиональным образованием до 200 процентов средней заработной платы в соответствующем регионе (субъекте Российской Федерации), а работников из числа СМФП и ММФП – до 100 процентов к 2018 году. В соответствии с Государственной программой «Развитие здравоохранения» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294) в 2016 году средние размеры зарплат врачей, им равных должны были составить не менее 159,6 процента, зарплат СМФП – не менее 86,3 процента, а зарплат ММФП – не менее 70,5 процента. Аналогичные показатели приводятся и в принятом к исполнению двумя годами позже Плане деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2016 – 2021 г.г. (утв. федеральным министром здравоохранения 14 июня 2016 г.) [rosminzdrav.ru].

Получается, что запланированные на минувший год показатели – в целом по Российской Федерации – не выполнены ни для одной из основных категорий работников здравоохранения (при, будем справедливы, достижении и даже опережающем выполнении этих показателей некоторыми субъектами Российской Федерации и отдельными организациями-работодателями). Между тем, в течение этого и следующего года (а фактически, судя по всему – в течение всего лишь ближайших двенадцати месяцев, остающихся до президентских выборов), предстоит не только наверстать упущенное, но и выйти на итоговые показатели, предусмотренные Указом № 597.

Прогнозы и ожидания

Прогнозы, как известно, дело неблагодарное – тем более, если речь идет о прогнозировании в условиях хозяйственно-экономической неопределенности. И, тем не менее, заглянем в ближайшее будущее.

Вот несколько наиболее вероятных сценариев развития ситуации на 2017 – 2018 годы. По мнению Министерства экономического развития России (далее – МЭР России), реально начисленная заработная плата работников (в целом по Российской Федерации для организаций всех форм собственности) в 2017 году вырастет на 0,4 – 1,7 процента (к уровню 2016 года, см. выше), а в 2018 году – на 2 – 3,1 процента (к уровню 2017 года, приводятся прогнозные данные для, соответственно, наименее и наиболее благоприятного варианта социально-экономического развития страны). При этом более вероятным все же представляется повышение реальной заработной платы на 1,2 процента в течение нынешнего и еще на 2,6 процента – в течение следующего года.

Таким образом, в номинальном исчислении в качестве ожидаемого по итогам 2017 года следует рассматривать показатель ФСУ ЗП, равный 38,8 тыс. рублей, а по итогам 2018 года – равный 41,5 тыс. рублей. Данный прогноз является целевым (усредненным по отношению к наихудшему и наилучшему его вариантам).

Реализация целевого прогноза, как полагают в МЭР России, напрямую взаимоувязана с ожидаемыми темпами роста национального ВВП (прогноз на 2017 – 2018 г.г. – 1,8 процента и 3 процента, соответственно), достижение которых, в свою очередь, не в последнюю степень будет зависеть и от среднегодового уровня мировых цен на нефть (прогноз на 2017 – 2018 г.г. – 48 USD и 52 USD, соответственно), и от фактических значений курса национальной валюты Российской Федерации в указанный период (прогноз – от 69 до 71 RUR за 1 USD, см. в этой связи также Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 года и плановый период 2018 – 2019 годов» от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ). Отталкиваясь от представленных целевых показателей, решений, принятых в сфере финансового обеспечения здравоохранения (см. в этой связи, в частности, Федеральные законы от 19 декабря 2016 г. №№ 418-ФЗ и 432-ФЗ), а также принимая во внимание существующую позицию федерального правительства по данному вопросу (и нашедшую свое отражение, в частности, в интервью премьер-министра России 15 декабря 2016 года, выступлении вице-премьера федерального правительства, курирующего сферу здравоохранения, 30 декабря 2016 г.), приходим к следующему.

В 2017 году следует ожидать повышения средних размеров заработных плат врачей (в целом по Российской Федерации) не менее чем до уровня, равному 180 процентам от ФСУ ЗП (в целом, а также по всем субъектам Российской Федерации), а работников из числа СМФП, ММФП – не менее, чем до уровней, равных 93 – 93,2 процента и 85 – 85,5 процента от ФСУ ЗП, соответственно. Следовательно, по состоянию на декабрь текущего года номинальные значения заработных плат работников здравоохранения (без учета анонсированного повышения на 7,5 процента в январе с.г.) должны составить:

  • для врачей, им равных – не менее 65 - 65,5 тыс. рублей;
  • для работников из числа СМФП – не менее 33,5 тыс. рублей;
  • для работников из числа ММФП – не менее 30,5 тыс. рублей.

В 2018 году – предположительно, к середине года (см. ранее) – аналогичные показатели должны составить:

  • для врачей, им равных – от 82 до 84 тыс. рублей;
  • для работников из числа СМФП, ММФП – от 41 до 42 тыс. рублей.

Опережающими темпами в предстоящие год-полтора будут, судя по всему, расти заработные платы работников из числа ММФП, что представляется логичным как с учетом более низкого стартового (достигнутого до начала запуска соответствующей Государственной программы, см. ранее) уровня вознаграждения за труд, так и принимая во внимание более значительное отставание в выполнении запланированных показателей (по состоянию на конец 2016 года, см. ранее). Быстрее остальных при этом будут расти заработные платы работников тех субъектов Российской Федерации, в которых пока сохраняется наибольший разрыв между средними показателями заработных плат названных работников и средними показателями заработных плат по соответствующему субъекту в целом. В конечном итоге, однако, вознаграждение за труд работников из числа ММФП должно не только существенно возрасти, но и (в среднем) достичь показателей, запланированных для работников из числа СМФП, при этом (опять-таки, в среднем) номинальная заработная плата первых к 2018 году должна увеличиться почти на 25 тыс. рублей, а вторых – примерно на 15 тыс. рублей.

Впрочем, и номинальная заработная плата врачей, иных работников организаций здравоохранения, имеющих высшее профессиональное образование (и в полной мере соответствующих иным критериям квалификации – в частности, прошедших в установленном порядке процедуру аккредитации, см. в этой связи обзор, опубликованный на нашем портале 9 января с.г.), за указанный период также вырастет значительно – в среднем на более чем 30 тыс. рублей.

* * *

Таковы прогнозы. Далее – несколько слов о том, что еще следует учитывать в процессе работы по достижению запланированных показателей роста заработных плат работников здравоохранения. Речь, в частности, пойдет о влиянии на ход дел организационных и финансовых злоупотреблений, об инфляции, а также об особенностях применения некоторых новаций законодательства о труде работников здравоохранения.

(продолжение в следует)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter