С 1 января 2018 года вступит в силу новый закон о телемедицине, который предусматривает возможность оказания медицинской помощи дистанционно. Однако врачебное сообщество встретило новый закон с тревогой. Врачей беспокоит, что в документе еще слишком много пробелов, несущих в себе риски как для пациента, чье здоровье оказывается под угрозой, так и для врача, который может столкнуться с правовыми последствиями применения телемедицинских технологий. Чего же ожидать от нового закона о телемедицине?

Врача можно поменять дистанционно

Врачебная помощь, которая предусмотрена в законе о телемедицине, заключается в консультировании пациента в целях профилактики заболеваний, сбора и анализа его жалоб. Дистанционно врач может также оценить состояние пациента в процессе лечения, эффективность самого лечения, скорректировать терапию и принять решение о необходимости визита пациента в медучреждение. А вот ставить диагноз и назначать лечение, используя телемедицинские технологии, нельзя.

Получается, что пациент должен прийти в медицинскую организацию, пройти обследование, и только после этого врач поставит диагноз и назначит лечение, корректировать которое возможно дистанционно. Имеет ли право другой врач, не тот, который ставил диагноз и видел пациента лично, скорректировать лечение?

«В законе есть следующая формулировка: «При проведении консультаций с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме». Это местоимение «им» многих путает, так как не понятно, лечащий врач подразумевается как субъект или как персоналия. Мы консультировались с представителями Минздрава. Согласно их комментариям, лечащий врач — это субъект, то есть в принципе любой врач. Поэтому если пациент по каким-то причинам должен идти к другому специалисту, то новый лечащий врач может корректировать лечение без явки пациента на очный прием. Однако сами врачи сказали, что они этим заниматься не будут. Либо им четко пропишут, что это возможно, либо каждый раз при смене врача специалисты будут приглашать пациента на очную консультацию», — прокомментировала нормы закона Александра Орехович, руководитель направления регулирования новых рынков Фонда развития интернет-инициатив.

В законе о телемедицине много и других спорных моментов. Например, как быть пациенту, если он меняет врача не в рамках одного ЛПУ, а переходит на лечение в другое учреждение? Что делать, если пациенту требуется получить второе мнение от другого врача, ведь это зачастую связано с постановкой нового диагноза, что запрещено законодательно? Когда и откуда врач может проводить дистанционные консультации: только ли находясь в своем ЛПУ или из любого места? На все эти вопросы пока не даны однозначные ответы.

На оказание телемедицинских услуг нужна лицензия?

Как считают эксперты, в законе достаточно много мест, допускающих различные трактовки, а значит, дистанционное оказание помощи может быть связано с серьезными рисками. Поскольку речь идет о здоровье и жизни пациентов, необходимы четкие правовые определения, кто, когда и где может оказывать врачебную помощь с применением телемедицинских технологий, могут ли в этой системе быть задействованы врачи всех специальностей или только некоторых направлений. Также нужна определенность относительно применения телемедицины в экстренных случаях.

Что касается медицинских рисков, то врач не всегда сможет понять, насколько точно пациент выполняет его предписания, и как протекает заболевание.

Возникает проблема с выпиской пациента. Диагноз дистанционно ставить нельзя, это прописано четко, а можно ли выписать пациента дистанционно, не понятно.

«Помимо медицинских рисков, велика доля правовых рисков. У нас до сих пор отсутствует конкретный страховой тариф: возможно, будет страхование в рамках ОМС и ДМС, может быть, появится отдельный полис для получения телемедицинских услуг. К тому же не ясно, кто будет нести ответственность, если пациент не получил вовремя врачебную помощь, например, из-за проблем со связью. В принципе, если вред здоровью причинен по вине оператора, то и отвечать должен он, а не врач. И как быть, если все-таки имелось место врачебной ошибки, как ее доказать, как долго и где должны храниться записи видео-консультаций?» — говорит юрист практики разрешения споров и практики защиты интеллектуальной собственности Lidings Анастасия Сковпень.

«Вся документация, связанная с оказанием телемедицинских услуг, должна храниться как и обычная медицинская документация. При этом необходимо обязательно вносить запись в медкарту о том, что такая услуга была оказана. Видео- и аудиозаписи Минздрав предлагает хранить год. Возможно, потом эту модель пересмотрят», — прокомментировал старший юрист практики «M&A. Корпоративное право» юридического бюро «Аронов и партнеры» Михаил Варюшин.

Не определен порядок идентификации как врача, так и пациента. Что касается медицинских работников, то предлагается несколько вариантов, например, создание реестра специалистов, имеющих право оказывать помощь с использованием телемедицинских технологий, или лицензирование подобной деятельности. Относительно пациентов предполагается, что врач должен их «идентифицировать» самостоятельно во время видео-консультации. «А вот как доказать, что помощь пациенту была оказана с его согласия, должны придумать провайдеры телемедицинских услуг. Если при обычном посещении врача и лечении в ЛПУ пациент подписывает согласие на получение помощи, то в телемедицине подобного порядка пока нет», — добавил Михаил Варюшин.

Телемедицина — прерогатива госучреждений?

Кто станет игроком на рынке оказания телемедицинских услуг — вопрос, который также вызывает много домыслов и предположений.

Представители частных медицинских организаций уже имеют опыт оказания подобного рода услуг, несмотря на то, что закон официально вступит в силу лишь 1 января 2018 года. А потому, считают они, частный бизнес мог бы выступить в качестве примера для госучреждений, поделившись опытом и представив свои наработки в данном вопросе. Но есть мнение, что на рынок телемедицинских услуг стоит допускать исключительно государственные ЛПУ с целью предотвратить «бардак», в ходе которого может быть причинен вред гражданам.

Вряд ли участниками рынка станут и иностранные компании. «Государство опасается, что личные данные граждан попадут за рубеж, а потому доступ иностранных пациентов к российским врачам, как и доступ наших пациентов к иностранным специалистам, возможно, будет ограничен. Однако тут надо не закрывать путь, а сделать безопасную систему в плане защиты данных», — прокомментировал Илья Куприянов, директор по развитию сети клиник «Доктор на работе».

Если же, например, российский врач хочет проконсультироваться с иностранным специалистом, то ограничений для этого нет, по крайней мере, в законе они не прописаны.

Закон о телемедицине — хорошее начинание, считают эксперты, но его нужно серьезно дорабатывать. В нынешнем виде он способен причинить больше вреда, чем пользы. А из-за рисков, связанных с неоднозначной трактовкой норм и положений закона, врачи могут и вовсе отказаться работать в новой системе.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter