Выступление Министра здравоохранения В.И. Скворцовой на открытии Первого пленарного заседания «Ликвидировать туберкулёз в эпоху реализации целей устойчивого развития: многосекторальный подход».

Ваши Превосходительства глубокоуважаемые Министры, руководители  ВОЗ, ООН и международных организаций-партнёров, представители гражданского общества и пациентских  организаций, фондов, бизнеса и академической среды, парламентарии и политики, журналисты и волонтёры!

От имени Министерства здравоохранения Российской Федерации, от лица двухмиллионного сообщества медицинских работников и организаторов здравоохранения нашей страны позвольте поприветствовать Вас, представителей 120 стран мира, и поблагодарить за отклик  и стремление к сотрудничеству.

Позвольте выразить огромную признательность Всемирной организации здравоохранения и лично её генеральному директору  доктору Тедросу Габреиейсусу, за настоящее партнёрство, заинтересованность  в скорейшем решении  проблемы туберкулёза – инфекционного убийцы №1 в мире, поражающем ежегодно 10 млн человек и убивающем почти 2 млн.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2012 году были установлены цели по снижению смертности в Российской Федерации, в том числе от туберкулёза. И, необходимо отметить, что целевые показатели по снижению смертности от туберкулёза нами были достигнуты досрочно, с опережением на 5 лет.

В каждом регионе нашей страны,  в соответствии с национальной   стратегией и национальным планом действий, реализуется региональный план по снижению смертности от туберкулёза, выполнение которого отслеживается и корректируется посредством единой национальной системы мониторинга с набором ключевых индикаторов практически в  режиме он-лайн.

Разработан и внедрён и единый национальный регистр больных туберкулёзом, который стал важным инструментом не только мониторинга эпидемиологической ситуации, но и оценки качества оказания медицинской помощи, а также принятия адекватных управленческих и финансовых решений,  обеспечения преемственности анти-туберкулезных мероприятий между гражданским и пенитенциарным секторами, разными регионами и разными медицинскими организациями.

Весь комплекс медицинских и социальных мер по борьбе с туберкулёзом (от профилактики и лекарственного обеспечения  до санаторно-курортного лечения и реабилитации) является бесплатным для жителей нашей страны.

За прошедшие 5 лет сформирована трёхуровневая инфраструктура оказания медицинской помощи больным туберкулёзом, что обеспечивает ее доступность для любого гражданина, независимо от места его проживания.

Все фтизиатрические медицинские организации оснащены современными лабораторно-диагностическими аппаратами и тест-системами.

 В лечении больных туберкулёзом активно используются телемедицинские технологии и нестационарные виды помощи, что позволяет повысить приверженность к лечению и, соответственно, его эффективность.

Лекарственное обеспечение больных с мультирезистентным туберкулёзом осуществляется централизованно, преимущественно за счёт средств федерального бюджета.

Благодаря такому системному, комплексному подходу  удалось коренным образом изменить ситуацию.

Средние темпы снижения смертности от туберкулеза с 2011 года превысили 11% в год. За 2016 год смертность от туберкулёза в нашей стране снизилась более чем на 15%, а за истекший период 2017года – на 17%.

Средние темпы снижения заболеваемости туберкулезом составили  почти 3% в год, т.е. в 2 раза превысили среднемировые.

Вместе с тем, необходимо признать, что не все проблемы, связанные с туберкулёзом в нашей стране, решены и не все регионы страны одинаково успешны. Играют роль  климато-географические,  социально-экономические, этно-культуральные и другие особенности регионов. 

В ситуации с туберкулёзом наглядно проявляются социальные детерминанты и взаимовлияние различных секторов экономики.

В зоне нашего особого внимания находятся туберкулёз с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя и туберкулёз, ассоциированный с ВИЧ-инфекцией. На решении этих проблем мы сосредоточены в настоящее время.

Учитывая многофакторность проблемы роста лекарственной устойчивости микобактерии туберкулёза, необходимы  тесная связь с глобальной повесткой по антимикробной резистентности, а также прорывные научные исследования в этой области и развитие сотрудничества между странами.

В России в настоящее время успешно завершается первый этап клинических исследований новой рекомбинантной бустерной вакцины для профилактики туберкулеза, которая сможет защитить не только детей, но и взрослых, получивших в детстве прививку вакциной БЦЖ. Уже подтверждена высокая иммуногенность и безопасность этой вакцины, формирование устойчивого клеточного и гуморального иммунитета при ее применении.

В настоящее время запланированы клинические исследования и новой разработанной терапевтической вакцины, позволяющей у животных сократить  сроки лечения туберкулеза и предотвратить реактивацию латентной формы инфекции.

Хорошо зарекомендовал себя оригинальный российский диагностикум «Диаскин-тест».

В настоящее время завершена разработка неинвазивного теста «Гамма-стимул», который позволяет дифференцировать латентную и активную формы туберкулеза и, таким образом, как можно ранее приступать к правильному лечению. 

Уважаемые коллеги!

Тот факт, что сегодня в зале присутствуют не только министры здравоохранения, но и министры экономики и финансов, социального развития, сельского хозяйства, юстиции, иностранных дел и других секторов, свидетельствует о реальных перспективах применения принципа межсекторальности в решении проблемы туберкулёза, который является одним их ключевых для успешности программ по ликвидации этой инфекции.

В течение двух дней нам предстоит обсудить основные направления нашей дальнейшей работы на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Нам необходимо достичь консенсуса и продемонстрировать решительность и единство в преддверии заседания высокого уровня по борьбе с туберкулёзом Генеральной Ассамблеи ООН в 2018 году.

В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании по подготовке к Конференции, были сформированы руководящий и организационный комитеты, секретариат и консультативная группа Конференции, определены ее концепция, основные цели и задачи.

Видение Конференции и проект итоговой Московской декларации более года активно обсуждались всеми заинтересованными сторонами и странами, получили одобрение на более чем 20 крупных международных форумах и площадках  по всему миру, в том числе, на встречах глав государств и министров здравоохранения стран БРИКС, АТЭС, G-20, на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, ВАЗ, Исполкомах и заседаниях региональных комитетов ВОЗ,  высшем экспертном совете ВОЗ, специальных совещаниях с партнёрскими организациями.

Позвольте отдельно поблагодарить за активное участие в работе руководящего  комитета Конференции  глубокоуважаемых Министров здравоохранения Бразилии, Индии, Китая, Южной Африки, Индонезии, Пакистана, Республики Беларусь, а также принимавших участие в качестве наблюдателей – представителей правительств Японии, США, Вьетнама и Нидерландов, экспертного сообщества и организаций-партнёров ВОЗ.

Уважаемые коллеги, проект декларации представлен Вашему вниманию.

Ее  принятие, согласно повестке, запланировано на завтра. 

Организационный комитет конференции и секретариат ВОЗ в течение всего сегодняшнего дня готовы предоставить необходимую информацию и разъяснения по документу, если это потребуется.

Дорогие друзья!

Первая Глобальная Министерская конференция призвана стать той консолидирующей платформой, на которой будут проработаны и сформулированы согласованные странами-членами ВОЗ стратегические направления и планы по ликвидации туберкулёза в ближайшей перспективе, как на глобальном, так и на национальном уровнях.

Позвольте, в заключение, пожелать всем конструктивного и успешного форума! Мудрых и позитивных решений!

Вместе мы победим туберкулёз! Спасибо!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter