Современные телекоммуникационные технологии в здравоохранении открывают широкие возможности как для врачей, так и для пациентов, расширяя границы традиционной медицины. Прикладные информационные системы делают доступными медицинские услуги для жителей тех регионов, где невозможно или ограничено непосредственное взаимодействие с врачом.

С помощью дистанционных медицинских консультаций пациент получает шанс общаться напрямую с нужным специалистом, находящимся порой за многие сотни километров. Кроме того, проводимые с использованием телекоммуникационных средств связи консилиумы и телеконференции позволяют специалистам обмениваться медицинской информацией, что способствует повышению качества диагностики и лечения пациентов. А для пациентов, нуждающихся в длительном врачебном наблюдении, важен удаленный мониторинг показателей здоровья с целью их оперативной коррекции и своевременного вмешательства.

Опыт зарубежных стран, где активно развивается такое направление, как телемедицина, показывает, что внушительное число медицинских услуг пациенты могут получать дистанционно. Ведь зачастую визит пациента к врачу носит лишь формальный характер. По признанию врачей, есть целый ряд диагнозов, которые можно поставить удаленно, для чего пациенту не обязательно присутствовать на приеме лично.

Однако для того, чтобы телемедицина вошла у нас в широкую практику, как полноценная форма оказания медуслуг, необходимо решить целый ряд вопросов, в том числе регуляторного характера. Например, современная законодательная база недостаточно регулирует вопросы занятости врача, предоставляющего телемедицинские услуги. Имеющие нормативно-правовые акты не дают возможность определить виновного в случае, если снимок больного органа был передан некачественно, что в итоге привело к неправильному диагнозу. Кого винить: врача, пациента или провайдера телемедицинских услуг?

В поисках золотой середины

«Вот поэтому первичный контакт врача с пациентом все же должен быть очный, – настаивает председатель Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, член Общественного совета при Минздраве РФ Алексей Старченко. – Это в интересах самого пациента. А заочная консультация – это тупиковый путь. За нее врач не несет никакой ответственности, если в документе этого не будет прописано».

Подготовленный Министерством здравоохранения документ, регулирующий телемедицинские услуги, дает право только на удаленное консультирование. То есть врач не сможет ни выписать рецепт, ни пересмотреть диагноз, а только определить, нужен ли вам очный прием.

Новый проект закона о телемедицине, разработанный Институтом развития интернета, предусматривает больше возможностей, например, разрешает вести полноценный прием дистанционно. Однако в данном законопроекте, составители которого ориентировались на международную практику, слабо прописаны как ответственность врача, так и порядок получения онлай-консультаций в целом. Например, из подготовленного проекта закона не ясно, будет ли отражена в карте пациента его жалоба на боль в боку, о чем он сообщил в ходе телефонного разговора.

«То, что творится в интернете, настоящая вакханалия, которая ничего общего не имеет с медициной, - считает председатель московского городского научного общества терапевтов, профессор Павел Воробьев. – Обращаясь за интернет-консультацией, вы не знаете точно, имеет ли этот специалист соответствующее образование и вообще диплом врача. Он может даже написать, что он – академик, только это окажется какой-нибудь академией солнечных часов».

Кроме того, по мнению Павла Воробьева, в нем никак не прописана необходимость ознакомления с историей болезни пациента, перед тем, как врач начнет давать какие-либо рекомендации. Такие мелочи, не учтенные в законе, по мнению специалиста, дают широкие возможности «стричь купоны с пациентов»: достаточно дать объявление в интернете о медуслугах, и можно принимать по сотни пациентов в час. При этом вопрос о том, насколько действительно помогла консультация больному, отходит на второй план.

Получается, что основные моменты, такие как ответственность врача и стандарты оказания телемедицинских услуг, ни один из имеющихся законопроектов не охватывает.

В то же время проработанный со всех точек зрения закон о телемедицине просто необходим. По мнению медицинского директора биомедицинского холдинга «Атлас» Андрея Перфильева, во-первых, по этому пути уже давно идут все развитые страны. Во-вторых, для России вопрос развития телемедицины особенно актуален, учитывая географическую протяженность нашей страны. К тому же для этого уже имеются все технологические возможности. Осталось лишь выработать четкие правила, чтобы этой системой могли без опасений пользоваться и врачи, и пациенты.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter