Проведенный Счетной палатой РФ аудит детских медицинских учреждений выявил несоответствие доступности услуг в сфере детского здравоохранения требуемому уровню. Какие меры нужны для наиболее быстрого улучшения ситуации с детским здравоохранением, обсудили участники XXII Конгресса педиатров России.

В первой части статьи мы сообщали об основных проблемах – нехватке квалифицированных специалистов-педиатров и неудовлетворительном состоянии детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в некоторых регионах. Во второй части мы продолжим рассказ о выявленных Счетной палатой проблемах и расскажем о предлагаемых подходах к решению обозначенных проблем.

Отдельный закон для детского здравоохранения

По мнению председателя Исполкома Союза педиатров России профессора Александра Александровича Баранова, начать решать эти проблемы следует с разработки и принятия отдельного закона об охране здоровья детей.

«Все, что касается детства, сейчас разбросано в различных законах, правовых актах, указах. Собрать это воедино с учетом тех реалий, которые сегодня существуют, было бы очень правильно», – сказал он.

Цель снижения младенческой смертности на сегодняшний день практически достигнута, поэтому, по это словам, основным приоритетом в охране материнства и детства должна стать растущая детская инвалидность. Сегодня детей-инвалидов в стране около 700 тысяч, и, по оценкам экспертов, еще не учтены около 250 тысяч. Профессор Баранов считает правильным передать полномочия экспертизы педиатрам детских поликлиник для наиболее объективной оценки того, является ли ребенок инвалидом.

Проблема с кадрами, по мнению председателя Исполкома Союза педиатров России, является проблемой государственной важности. По его мнению, решать ее надо не просто прибавкой к зарплате врачей, а путем справедливого финансирования работы врачей первичного звена на государственном уровне.

«Получается, что у нас страна одна, а зарплаты у врачей разные. Почему, спрашивается, за одну и ту же работу врач в регионе получает в два-три раза меньше, чем в Москве или другом более успешном регионе?», – поинтересовался профессор Баранов, отметив, что пока не будет устранена эта проблема, даже целевые наборы не решат вопрос кадрового дефицита.

Такой же точки зрения придерживается бывший член Совета Федерации Федерального Собрания России, вице-президент Ассоциации детских кардиологов РФ, профессор Людмила Вячеславовна Козлова. По ее мнению, повышение статуса и предоставление социальных гарантий для медицинского работника – это задача федерального уровня, которую необходимо решать с участием Министерства финансов. Реальность показывает, что силами одних только регионов эту задачу не решить, так как часть из них является дотационными.

А, по мнению заведующей кафедрой факультетской педиатрии, эндокринологии «Детской городской клинической больницы» Оренбурга профессора Оренбургского государственного медицинского университета Альбины Александровны Вялковой, необходимы следующие меры: персональная ответственность губернаторов за медицинское образование в регионе, отдельный контроль укомплектованности регионов именно детскими специалистами (педиатр-гастроэнтеролог, педиатр-пульмонолог и т.д.), привлечение профессиональных ассоциаций к подготовке нормативно-правовых баз и принятию образовательных программ, увеличение срока получения высшего образования для педиатра с 6 до 14 лет.

Тяжело в учении…

С другой стороны, необходимо заняться и образовательными стандартами подготовки врачей. «Мы не подумали, когда решили уменьшить дефицит врачей, особенно в первичном звене. Мы вдруг убрали интернатуру и послали детей, которые практически не подготовлены к самостоятельной работе на участке», – говорит она. Чтобы компенсировать это, необходимо увеличить время на подготовку на педиатрических и лечебных факультетах по соответствующим профилям, также по детским инфекциям, инфекционным болезням, детской хирургии, хирургическим болезням и так далее. По сути, такой аналог субординатуры подготовил бы выпускников к работе в первичном звене здравоохранения, считает профессор Козлова.

Однако проблема есть не только с образовательными стандартами, но и с самими поступающими. Как рассказал главный внештатный специалист по педиатрии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой детских болезней ГБОУ ВПО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Анатолий Семенович Симаходский, из 70 поступивших на первый курс до шестого доучиваются лишь 17 человек.

«Кого мы отчисляем? Тех целевых, которые в основном пришли с баллами, не отвечающими никакой критике. Если по конкурсу в Первый медицинский институт проходят студенты, имеющие порядка 290-310 баллов, то целевой учащийся приходит с примерно 220 баллами. Как он может потянуть программу того образовательного стандарта, который ему преподают?» – недоумевает он. При этом не может быть и речи о снижении требований к целевым абитуриентам, которых в ближайшие годы ожидается целый поток, отметил Анатолий Симаходский. В связи с этим он предложил ввести государственный образовательный ценз в виде ограничения до 240-250 баллов, ниже которого целевое направление для получения высшего образования выдаваться не будет.

Председатель Исполкома Союза педиатров России, заведующая кафедрой факультетской педиатрии педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Лейла Сеймуровна Намазова-Баранова также уверена, что далеко не все поступающие могут справиться со сложной учебой в медицинском вузе, и более того, недопустимо тянуть троечников до 6 курса, что в конечном итоге наносит вред их будущим пациентам – детям.

«Неспособные к учебе ученики должны отчисляться после третьего курса и идти работать фельдшерами. Вопрос на этом должен быть закрыт», – подчеркнула профессор Намазова-Баранова, упомянув в качестве примера Бельгию, где человек, трижды не сдавший экзамен в медицинском институте, не просто отчисляется, а навсегда лишается возможности учиться в любом вузе, даже за деньги.

Денег на всех не хватит…

Другая масштабная проблема, о которой заявила Счетная палата, несоответствие детских поликлиник и поликлинических отделений в некоторых регионах установленным требованиям. Для стимулирования строительства новых детских поликлиник необходимо государственное регулирование градостроительства, при котором разрешение на строительство выдается вместе с обязательством возведения социальных объектов, считает главный внештатный педиатр Санкт-Петербурга. Сегодня застройщиками новых районов, как правило, выступают коммерческие структуры, заинтересованные, прежде всего, в продаже жилья по более выгодным ценам, а забота о детских поликлиниках, школах и садах ложится на плечи города…

Также для ускорения строительства было бы разумно создать типовые проекты поликлиник, в зависимости от численности детского населения, считает главный врач Областной детской клинической больницы Свердловской области Олег Юрьевич Аверьянов.

В том, что касается реконструкции стационаров, он призвал к разумному подходу в отношении трат, поскольку уже сейчас становится понятно, что денег на все не хватит. При этом главной бедой остается быстрый износ фондов, в частности, оборудования, и чем больше больница, тем масштабнее проблема.

«Если у нас перинатальный центр был сдан в 2010 году, и туда было разово поставлено оборудование по губернаторскому проекту, то понятно, что через десять лет все нуждается в замене», – прокомментировал сложившуюся ситуацию Олег Аверьянов, отметив, что по заявкам на новое оборудование требуется 2 млрд рублей, а ожидаемые поступления составят только 100 с лишним миллионов (50-60 млн в год выделяемых государством и еще столько же в виде спонсорской помощи).

Для решения еще одной обозначенной в отчете Счетной палаты проблемы – отсутствия стационарзамещающих технологий в амбулаторном звене – предложено повысить тарифы на дневные стационары, минимум, в 2-3 раза. Как отмечает Александр Баранов, тогда они окажутся рентабельными с точки зрения экономики за счет сокращения госпитализации детей в стационары.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter