Полученные в ходе исследования PwC данные говорят о том, что большинство пациентов готовы получать медицинские услуги с применением передовых технологий. Более 55% выразили желание пользоваться передовыми компьютерными технологиями или взаимодействовать с оснащенными искусственным интеллектом роботами, которые могут отвечать на вопросы, брать анализы, ставить диагноз и давать рекомендации по лечению.
В опросе, проведённом среди более 11 000 человек из 12 стран Европы, Ближнего Востока и Африки, более половины респондентов (55 %) выразили желание пользоваться передовыми компьютерными технологиями или взаимодействовать с оснащёнными искусственным интеллектом роботами, которые могут отвечать на вопросы, брать анализы, ставить диагноз и давать рекомендации по лечению.
Как отмечает PwC, пациенты готовы взаимодействовать с роботами, если это повысит доступность медицинских услуг, и позволит получить быстрые и точные диагноз и лечение.
В отличие от стран с устоявшейся, а следовательно, менее гибкой системой здравоохранения (Великобритания и Западная/Северная Европа), жители развивающихся стран продемонстрировали большую готовность пользоваться услугами роботов. Среди участников опроса больше всех согласно на проведение несложных хирургических манипуляций роботом вместо врача в Нигерии, Турции и Южной Африке (73 %, 66 % и 62 % соответственно), а вот среди жителей Великобритании на это согласилось лишь 36 %.
Использование роботов при проведении сложных операций не вызвало возражений у 69 % респондентов из Нигерии, у 40 % живущих в Нидерландах и 27 % — в Великобритании.
В ходе опроса также были определены ключевые факторы, обусловливающие желание или нежелание пациента пройти медицинскую процедуру или получить медицинскую помощь с применением искусственного интеллекта или робототехники. Отмечено, что 36 % респондентов были готовы обратиться к роботам, чтобы легко и быстро получить доступ к тем или иным медицинским услугам, 33 % — чтобы быстро узнать точный диагноз. К главным препятствующим факторам относится отсутствие уверенности в способности роботов принимать решения (47 %) и нежелание отказаться от живого общения с врачом (41 %).
Основываясь на результатах опроса, специалисты PwC отметили дальнейшие шаги на пути роботизации здравоохранения на уровне государственных органов, бизнеса и медицинской отрасли. Так государственным органам необходимо разработать обязательные стандарты качества и регуляторные нормы, применимые ко всему сектору здравоохранения, а также соответствующую систему мотивации для перехода на новые методологии. Врачам и медицинским работникам следует изучить потенциал искусственного интеллекта и робототехники, а также возможности использования данных технологий в своей практике и их внедрения в экосистему здравоохранения; они не должны противиться переменам.