За последнее время стандарты медицинского образования в России претерпели немало изменений, и это только начало. Разобраться в том, что уже изменено, и чему лишь предстоит измениться, важно всем.

Итак, сегодня основным законом, определяющим систему образования в нашей стране, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ". Он определяет несколько уровней образования, в том числе профессиональное и дополнительное образование.

Если среднее медицинское образование осталось без изменений, то высшее сегодня разделено на три уровня: бакалавриат, специалитет и магистратура. Понятие "последипломное образование" вышло из обихода, и теперь программа ординатуры и аспирантуры выведены в ранг подготовки кадров высшей квалификации. Что касается интернатуры, то с 1 сентября 2016 года прием на нее больше не производится.

В рамках бакалавриата в нашей стране сейчас реализуется только одна программа: подготовка по направлению "сестринское дело" — квалификации "медицинская сестра" и "преподаватель". С 2011 года высшее сестринское образование перешло на двухуровневую подготовку и пока реализуется в рамках бакалавриата. К обучению допускаются выпускники среднего общего образования и среднего профессионального образования
Что касается магистратуры, то в России реализуется одна программа — "общественное здравоохранение". Предполагается, что закончившие ее специалисты будут заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Существенных изменений в специалитете, как и в ординатуре и аспирантуре, нет. Области подготовки разделены на фундаментальную, клиническую медицину, фармацию, профилактику. В их рамках проводится подготовка специалистов высшей квалификации.

Дополнительное профессиональное образование регламентируется рядом документов — это и федеральный Закон об образовании, и федеральный закон об охране здоровья граждан, и Порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительному профессиональному образованию, и другие документы, касающиеся квалификации специалистов как с высшим, так и со средним образованием.

Раньше дополнительное профессиональное образование включало в себя специализацию, усовершенствование, сертификационные курсы. Сейчас есть только два вида такого образования: профессиональная переподготовка и повышение квалификации. Остальные термины ушли из обихода. До сих пор действует приказ Минздрава № 66 от 3 августа 2012 года, который определяет периодичность повышения квалификации - не реже раза в пять лет.

Что касается продолжительности курсов, то по приказу Министерства образования № 499 от 1 июля 2013 года, минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Квалификационные требования к специалистам с высшим образованием прописаны в приказе Минздрава от 8 октября 2015 года № 707. Например, для того, чтобы сдать экзамен по специальности "клиническая лабораторная диагностика", учащийся должен обладать определенным уровнем высшего образования, подтвержденным дипломом, а также иметь подготовку в ординатуре или интернатуре по этой специальности или пройти профессиональную переподготовку.

Содержание программ дополнительного образования определяет организация, которая осуществляет образовательную деятельность. Минздрав может формировать примерные программы, но полная ответственность лежит все же на образовательной организации.

Сейчас после окончания прохождения дополнительных образовательных программ специалист может получить на руки только два документа: или удостоверение о повышении квалификации, или диплом о профессиональной переподготовке. Любые другие документы в качестве подтверждения результатов освоения дополнительных образовательных программ не котируются.

Для профессионального развития на рабочем месте существуют свои технологии. В столице департамент здравоохранения утвердил создание учебно-методических кабинетов в медицинских организациях, но сегодня они занимаются только развитием среднего медицинского персонала.

Что касается непрерывного медицинского образования (НМО), то данная система существует лишь как модель. Она не утверждена на федеральном уровне, и участие в ней является самостоятельным для каждого специалиста. Данная система реализуется с 1 декабря 2013 по 31 декабря 2020 года. Участвуют пока только специалисты с высшим медицинским образованием.

Схема реализации модуля НМО была такова: образовательная программа разбивалась на модули, которые должны были медики должны были осваивать в течение пяти лет. Часть этих модулей — обучение, часть реализовывалась некоммерческими организациями в виде конференций и семинаров. В результате освоения этой системы специалист должен был пройти итоговую аттестацию и сдать сертификационный экзамен.

Сейчас существует пока еще не принятый проект Минздрава о непрерывном медицинском образовании. Согласно этому проекту система НМО перестраивается.

С 1 января 2016 введена система аккредитации специалистов, пришедшая на замену сертификации. Срок остался тем же — пять лет. Специалисты должны в течение одного года повысить свою квалификацию на 50 зачетных единиц. 36 из них можно получить в результате прохождения дополнительной профессиональной программы, а 14 — в результате прохождения образовательных мероприятий, которые проводят некоммерческие профессиональные организации. Таким образом, в течение пяти лет нужно набрать 250 зачетных единиц и пройти процедуру аккредитации.

В течение этих пяти лет специалист проходит обучение по индивидуальному плану и собирает портфолио, которое и рассматривает комиссия при процедуре аккредитации.

Предусмотрена несколько видов аккредитации: первичная, первичная специализированная и периодическая.

Первичная состоит из трех этапов: тестирование, оценка практических навыков и решение ситуационных задач. Первичную аккредитацию проходят те, кто завершил основные образовательные программы высшего и среднего профессионального образования.

В ходе периодической аккредитации проводится оценка портфолио и тестирование. Ей подлежат лица, завершившие освоение профессиональных образовательных программ дополнительного образования.
Первичная специализированная аккредитация предусмотрена для тех, кто завершил программу подготовки кадров высшей квалификации (ординатура или аспирантура), программу дополнительного профессионального образования (переподготовку) и иностранные граждане.

В 2016 году аккредитацию получили стоматологи и фармацевты, и это стало первым этапом ее внедрения. В текущем, 2017-м, планируется проведение первичной аккредитации по специальностям "лечебное дело", "педиатрия", "медико-профилактическое дело". В этом году в медицинские организации после первичной аккредитации выйдут участковые терапевты, участковые педиатры и стоматологи общей практики.

В 2018 году планируется первичная аттестация выпускников программы бакалавриата и магистратуры и среднего профессионального образования. Также начинается первичная специализированная аккредитация ординаторов по профессиональной переподготовке и лиц, получивших образование в иностранных государствах.

Действовавшая ранее система сертификации сохранится до 1 января 2021 года. Полностью перейти на процедуру аккредитации планируется в 2026 году. Лица, которые получили сертификаты в 2016 году, переходят к процедуре аккредитации только в 2021-м. Если сертификат получен в 2015-м, они могут еще раз пройти сертификацию в 2020 году и перейти к аккредитации только в 2025-м.

Каждому специалисту необходимо зарегистрироваться на сайте Минздрава. Возможно, как говорят представители министерства, кого-то не будет в базе, так как не всех включили в федеральный регистр медработников. В этом случае специалист должен обратиться к работодателю с просьбой, чтобы он занес его данные в эту базу. И дальше в своем личном кабинете можно будет формировать свой индивидуальный план обучения в рамках получения аккредитации и непрерывного медицинского образования.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter