Этот вопрос обсуждался на Парламентских слушаниях в Госдуме накануне новогодних праздников.

Несмотря на то, что участниками мероприятия выступали представители органов законодательной и исполнительной власти, научных кругов, медицинского сообщества, родительских комитетов – все они сошлись в ответе на заглавный вопрос: медработник просто необходим в каждой школе и детском саду. Однако на пути реализации этого положения стоит множество проблем: начиная с кадровых и заканчивая финансовыми и связанными с межведомственным взаимодействием.

Ключевая фигура

Школьный медработник – важная фигура в образовательном учреждении, ведь на нем лежит ответственность за обеспечение безопасных условий учебы: соответствие помещений санитарным предписаниям, соблюдение норм освещенности в классах, безопасность обедов в школьной столовой и множество других важных для здоровья вещей, включая максимально допустимую учебную нагрузку в школе.

«Я еще застала то время, когда медработник присутствовал на педсовете и пофамильно называл учителей, которые перегружали учеников домашними заданиями», – рассказывает Светлана Иванова, член Совета Федерации. Понятно, что учитель это делает из самых благих побуждений, чтобы дать ребенку как можно больше знаний, и дело школьного медработника как раз следить за тем, чтобы педагог не переусердствовал.

В задачи медработника входит также предотвращение случаев внезапной смерти школьников на уроках физкультуры. По мнению экспертов, частая причина этого – такие заболевания, как артериальная гипертензия и фибрилляция желудочков сердца, начало развития которых врачи зачастую упускают.

«При фибрилляции желудочков у врача есть до пяти минут, чтобы восстановить сердечный ритм у ребенка, – говорит Мария Школьникова, научный руководитель Детского центра нарушений сердечного ритма при НИИ Педиатрии. – И оснащение школ автоматическими наружными дефибрилляторами – единственный шанс, чтобы ребенок своевременно получил необходимую помощь в критической ситуации. Если же у школы нет таких возможностей, нужна хотя бы информация о ближайшем медпункте, где эту помощь могут оказать».

Кто в ответе за здоровье школьника?

Один из главных вопросов, оказавшихся в центре внимания: кто несет ответственность за здоровье ребенка в школе и детском саду? По факту, сегодня это педагог, хотя такой подход не совсем верен.

«Учитель не имеет права оказывать медицинскую помощь, у него нет соответствующего образования, – говорит Светлана Иванова, член Совета Федерации. – Он даже не может поставить градусник, не говоря уже о том, чтобы дать таблетку. А медсестры в школе нет».

Сенатора поддерживает и председатель Комитета по здравоохранению Госдумы РФ Дмитрий Морозов, который привел примеры ситуаций, в которых педагог ничего не может поделать. Например, родители приводят в сад или школу больного ребенка, ничего не сообщая об этом учителю или воспитателю, потому что желают сохранить медицинскую тайну, однако педагог не имеет права требовать ее раскрыть.

«А вдруг у ребенка начнется на уроке приступ астмы – что может сделать учитель? – продолжает Морозов. – А кто ребенку может дать таблетку в школе? Тоже никто. Учителям остается только вызывать «скорую», что не всегда оправданно».

«В школьных медкабинетах нет полных данных о ребенке, – вторит коллегам Владислав Кучма, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. – И поэтому даже если в школе есть фельдшер, он не может дать даже витамины – у ребенка может быть аллергия. А некоторые родители просто вредят своим детям. Взять хотя бы массовые отказы от прививок, с которыми школы ничего не могут сделать. А ребенок заболевает и приносит болезнь в школу или в сад. Но педагоги в этом вопросе не имеют никаких прав».

Плачевная ситуация

1 июня 2012 года Президентом РФ был подписан Указ №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», предусматривающий восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях. Но пока в большинстве школ ситуация печальная. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, медицинские сестры бывают в школах по расписанию 2-3 раза в неделю по 3-4 часа. Как правило, они работают на полставке, по совместительству сразу в нескольких учреждениях. Понятно, что при таком подходе говорить о серьезном контроле за здоровьем учащихся не приходится. В лучшем случае медработник лишь проводит плановую вакцинацию. Первичную медпомощь оказывать некому, а скорую вынуждены вызывать сами учителя.

С другой стороны, этому есть объяснение: небольшие зарплаты и нехватка медперсонала – обеспеченность врачами-педиатрами и медсестрами составляет не больше 49%. По экспертным же оценкам, недоукомплектованность образовательных учреждений медработниками сегодня достигает даже не 50%, а в 3-4 раза меньше необходимого. По данным Роспотребнадзора, в более трети российских образовательных учреждений вообще нет медицинских кабинетов, а среди действующих – 6% не соответствуют санитарным правилам.

Оказание первичной медицинской помощи, хранение лекарственных средств, проведение вакцинации, контроль за соблюдением санитарных и гигиенических норм – все это прерогатива школьного медицинского работника. На деле же пока выполнить все эти предписания трудно, поскольку должностные обязанности медработников в школе и детском саду не прописаны в соответствующих документах. Кроме того, школьный медперсонал не подключен к интернету, а потому не может в полной мере использовать возможности ЕМИАС.

Между тем, во всех европейских странах действуют школьные службы здравоохранения, которые осуществляют ту же деятельность, которая была налажена в прежней советской школьной системе. Например, проводят регулярную проверку остроты слуха и зрения, наблюдение за здоровьем зубов, контроль за условиями и качеством питания. Они же следят за психическим и психологическим состоянием учащихся. Все эти полномочия, по мнению экспертов, необходимо вернуть и в современную школу.

Что делать?

Чтобы решить острые организационные и административные проблемы, необходимо внести изменения в Федеральный закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». А именно – в перечень условий, при которых может и должна оказываться медицинская помощь, необходимо добавить и образовательные учреждения. Причем законодательно должно быть закреплено оказание в образовательных учреждениях не только неотложной и экстренной медицинской помощи, но и профилактической.

Участники Парламентских слушаний в Госдуме приняли решение создать рабочую группу, которая должна подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правовых документов. Также предлагается рассмотреть возможность оказания первичной медпомощи педагогами и обсудить вопрос допуска невакцинированных детей в образовательные учреждения.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter