5-6 декабря в Москве прошла IX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Медицина и качество-2016». Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко рассказал о наиболее острых проблемах в области контроля качества медицинской помощи.

Анализ дефектов

По мнению главы Росздравнадзора, для повышения качества оказываемой медицинской помощи необходима стандартизация условий, процессов и результатов. Без этого невозможно обеспечить качество в любом регионе России.

Для рационального распределения ресурсов, управления технологиями оказания медицинской помощи и рисками нужна информатизация. Она позволит понять, где находится узкое место, и поможет направить на разрешение ситуации максимальные усилия.

А таких проблемных мест достаточно много, например, связанных с качеством мониторинга госпитальной флоры, когда антибиотикотерапия назначается спорадически и не фиксируются
септические состояния.

Есть проблемы с готовностью к оказанию экстренной помощи в поликлинических организациях, которая близка к нулю.
«Достаточно сказать, что ежегодно мы теряем 30 с лишним пациентов в стоматологических поликлиниках от кардиотоксического эффекта лидокаина из-за того, что стоматологическая поликлиника не готова оказать пациенту медицинскую помощь», – подчеркнул Мурашко.

Не лучше обстоят дела и в хирургии, считает эксперт. Например, наблюдаются расхождения в декларируемом состоянии пациента и расходе медицинских изделий и препаратов на его лечение. «В карте записано, что у пациента не было большой кровопотери. Но при этом он находился на ИВЛ, ему сделали переливание плазмы», – привел пример глава ведомства. Точно такая же ситуация в акушерской помощи.

Комментируя наиболее резонансные случаи дефектов оказания медицинской помощи в текущем году, глава Росздравнадзора отметил, что практически все они явились следствием несоблюдения порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций. Практически по всем случаям документы переданы в прокуратуру и следственный комитет, подчеркнул Михаил Мурашко.

Подходы к стандартизации

В чем состоит стандартизация здравоохранения и что уже сделано? Стандартизация структур – это уровни оказания медицинской помощи.

Стандартизация предполагает соблюдение порядков оказания медицинской помощи и контроль за повышением квалификации персонала, в том числе в непрерывном режиме.

Стандартизация процессов – это клинические рекомендации, стандарты оказания медицинской помощи, и современные медицинские технологии, максимально сокращающие пребывания пациента в стационаре и быстро возвращающие его к обычной жизни.

Критерии качества

Критерии, определяющие оценку качества медицинской помощи, сегодня закреплены приказе Минздрава РФ от 15.07.2016 №520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» и задача территориальных органов Росздравнадзора и Фонда обязательного медицинского страхования в том, чтобы стандартизировать эти процессы.

«В первую очередь, необходимо определить и классифицировать риск, – считает Михаил Мурашко. – Без динамического и статического критериев это просто невозможно сделать». В настоящее время для разработки критериев качества медицинской помощи Минздравом РФ выделена специальная группа.

Мониторинг вероятностей наступления рисков невозможен без информатизации, электронного бенчмаркинга, управления рисками, создания триггеров, планирования корректирующих мероприятий и контроля устранения, отметил эксперт. Следующий этап – создание системы менеджмента качества, которая должна стать лицензионным требованием, так же как система GMP для производства лекарств. Для каждого этапа должны существовать свои определенные триггеры, без которых бессмысленно судить о качестве медицинской помощи. Сегодня в системе здравоохранения сосредоточен колоссальный массив данных, которыми невозможно управлять, не сформировав аналитических систем.

Стандартизация как гарантия качества

По убеждению главы Росдравнадзора, внедрение национальных стандартов качества и безопасности медицинской деятельности – это не дело будущего, а уже объективная реальность сегодня.

«Стандартизация структуры, процесса и результата является обязательной, – заявил он. – Внедрение риск-ориентированного подхода неизбежно. Информатизация, которая призвана обеспечить все это, должна быть реализована в каждой медицинской организации на региональном и федеральном уровне. Смена парадигмы от комфортного управления к обеспечению качества должна происходить в каждом из нас».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter