Лекарственное обеспечение в нашей стране можно разделить на два основных направления: обеспечение лекарственными препаратами пациентов при их лечении в стационаре и при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях. При этом как в стационаре, так и амбулаторно получение необходимых медикаментов бывает затруднительно, в том числе и для самих медицинских организаций.

Почему возникает недостаток финансирования в медицинских организациях, из-за которого не получается закупить все необходимые для лечения пациентов препараты? Какие слабые стороны в законодательстве приводят к этому? И возможно ли лекарственное страхование, гарантирующее бесперебойное получение необходимых лекарств всеми пациентами как в стационарах, так и амбулаторно?

Гарантированные лекарства по ЖНВЛП

Согласно законодательству, все граждане, независимо от того, входят ли они в льготную категорию или относятся к работающему населению, имеют право на гарантированные лекарственные препараты при оказании им медицинской помощи в стационаре. При этом лекарства предоставляются в данном случае на бесплатной основе.

Это право прописано в статье 80 Федерального закона 323-ФЗ, где сказано, что при оказании гражданам медицинской помощи в стационарных условиях, а также специализированной и скорой медицинской помощи лекарственные препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) предоставляются бесплатно.

Перечень ЖНВЛП — утверждаемый правительством перечень, куда входят препараты по их международному непатентованному наименованию, которые обязательно должны быть предоставлены пациенту. Если такой препарат не был предоставлен по медицинским показаниям, то пациент имеет право требовать возмещения стоимости этого препарата, если он покупал его за свой счет, или требовать от медицинской организации закупки данного лекарства.

«Вся судебная практика показывает, что если не предоставлен препарат из этого перечня, то требования пациента будут в суде удовлетворены», — рассказывает заместитель директора по учебной работе Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского, заведующая кафедрой организационно-правового обеспечения медицинской и фармацевтической деятельности, доктор медицинских наук, профессор Оксана Александрова.

По жизненным показаниям: термин есть, финансирования нет

Перечень ЖНВЛП достаточно широкий, и цены на все препараты из этого списка попадают под государственное регулирование. Исходя из данного перечня, рассчитывается финансирование законченного случая лечения в стационаре. То есть в стоимость каждого случая входит как заработные платы врачей, оплата коммунальных услуг, расходные материалы, так и препараты из списка ЖНВЛП.

«Медицинские учреждения получают сумму на год для оказания медицинской помощи, которая рассчитывается только из перечня ЖНВЛП. Однако, согласно нашему законодательству, пациенту гарантируются и другие лекарственные препараты», — добавляет профессор.

Так, в той же статье прописано, что в рамках госгарантий при оказании пациентам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан препараты, не входящие в список ЖНВЛП, но необходимые им по жизненным показаниям.

«Что такое «по жизненным показаниям»? Этот термин применяется в законе, но он в законе не определен. И если у больного тяжелое заболевание с тяжелым прогрессированием, а необходимый ему препарат не входит в ЖНВЛП, но при этом попадает под это понятие «по жизненным показаниям», то пациент имеет право получить его бесплатно по госгарантии. И в суде дело с подобным содержанием будет решаться в пользу пациента», — комментирует Оксана Александрова.

Есть еще два понятия, которые нельзя исключать при оказании медицинской помощи в стационаре. Это клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи, которые входят в нормативные акты проверяющих органов. Несоблюдение рекомендаций или стандартов считается дефектом медицинской помощи, за что медорганизация несет ответственность. Получается, что и лекарственные препараты, которые фигурируют в стандартах и рекомендациях, также гарантируются пациенту. Приобретение гражданином препарата, необходимого по жизненным показаниям, а также препарата из списка ЖНВЛП из стандартов медпомощи или из клинических рекомендаций за свой счет является дефектом медпомощи.

«Медицинские организации вынуждены обеспечивать гражданина всеми этими лекарствами, хотя стоимость законченного случая рассчитывается только из перечня ЖНВЛП, соответственно, и финансирование рассчитывается из этих показателей. И вот тут начинаются проблемы, которые на данный момент никак не решаются законодательно, и медорганизациям приходится каждый раз как-то «выкручиваться», когда стоимость законченного случая лечения из-за всех этих нюансов выходит за пределы финансирования», — заключает профессор.

А что в амбулаторном звене?

С амбулаторным лечением ситуация обстоит иначе. В случае болезни пациент на собственные средства покупает лекарство, которое выписал врач, в аптеке. Но есть два исключения — федеральные и региональные льготники, которым гарантируется бесплатное лекарственное обеспечение, в частности, по программе «7 нозологий» и орфанных заболеваний. Однако и в данной области возникают проблемы с реализацией права на бесплатные лекарственные препараты.

Например, программа по обеспечению лекарствами льготных категорий граждан изначально формировалась как социальная, и граждане могут воспользоваться заложенным в законодательстве правом единовременной денежной выплаты. «То есть в любой момент льготники могут забрать денежные средства, которые были выделены из федерального бюджета. И когда это происходит, то средств для других льготных категорий граждан уже не хватает», — комментирует ситуацию Оксана Александрова.

Но самой проблемной категорией в вопросах лекарственного обеспечения, по мнению профессора, являются работающие граждане. Они еще не дошли до стационара, чтобы получать бесплатно препараты, но уже есть потребность в медикаментозном лечении.

«Встает вопрос о лекарственном страховании. Но как бы оно ни было привлекательно, не понятно, кто будет страховать. Либо работодатель, что невозможно хоть как-то регулировать, либо региональный орган исполнительный власти, что тоже невозможно из-за ограниченности бюджета, либо сам работающий. Но стоимость страховок, например при онкологии, по данным страховых компаний, составляет от 150 тыс. до 300 тыс. рублей. Такую ношу наш работающий гражданин тоже не вынесет», — заключает профессор.

По мнению экспертов, проблема лекарственного обеспечения стоит особо остро, и нужно как минимум пересматривать нормы законодательства и пересчитывать финансирование, чтобы обеспечить пациентов всеми необходимыми лекарствами или сделать стоимость препаратов ниже для тех пациентов, которые вынуждены покупать медикаменты за свой счет.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter