Оптимизация здравоохранения, которая проводилась в 2011–2012 годах, привела к тому, что уровень оказания медицинской помощи, как минимум в первичном звене, сильно упал. И сейчас перед организаторами здравоохранения стоит задача разобраться с последствиями такой оптимизации, чтобы у каждого гражданина страны была возможность получить своевременную помощь вне зависимости от того, проживает он в столице или в удаленной деревне.

«Надсистемное» решение вопросов

Оптимизация здравоохранения повлекла за собой массовые сокращения и ликвидацию медицинских учреждений, в результате получить первичную медико-санитарную помощь, особенно в регионах, стало еще сложнее. «На уровне субъектов РФ был предпринят ряд мер, которые сам президент назвал нелепой оптимизацией. Учреждения сокращались, ликвидировались. Конечно, это были экономические меры, к которым люди прибегали не от хорошей жизни», — сказал председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья Дмитрий Морозов в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

К «нехорошей жизни» чиновник отнес ситуацию, когда поликлиники и больницы располагались в зданиях, находящихся практически в аварийном состоянии: «У нас добрая половина учреждений нуждались в капитальном ремонте, некоторые здания были еще дореволюционной постройки. Эту материально-техническую базу невозможно было оптимизировать, поэтому люди стали оптимизировать кадровый состав и сами учреждения».

В итоге добились того, что дефицит врачей и младшего медицинского персонала сократился. По словам эксперта, сейчас в стране 305 тыс. врачей первичного звена, и за последние 4 года их количество увеличилось всего на 4 тыс., то есть чуть более 1%. При этом дефицит врачей составляет 25 тыс. И это число может резко возрасти в ближайшие пару лет, так как многие специалисты приближаются к своему пенсионному возрасту. Ситуация с медсестрами и фельдшерами обстоит еще хуже — тут дефицит составляет 130 тыс. человек. И за последние 4 года прироста не наблюдалось вовсе.

Такие проблемы в здравоохранении привлекли внимание президента страны, на что Дмитрий Морозов заявил, что «есть такой уровень, когда проблемы системы внутри этой системы решены быть не могут, требуется вмешательство надсистемы. Внимание президента к первичной медико-санитарной помощи — это решение проблемы надсистемой, потому что мы эти проблемы, к сожалению, накопили».

Важные задачи

И сегодня депутаты Госдумы, представители Минздрава стараются как минимум восстановить доступ к первичной медико-санитарной помощи во всех уголках России, а в лучше случае и добиться того, чтобы эта помощь была высокотехнологичной и соответствовала мировым стандартам.

«Нам действительно, как сказал президент, нужно переосмыслить всю организацию работы в сфере здравоохранения. Для начала мы, как депутаты, в прошлом году приняли закон, запрещающий ликвидацию медучреждений без учета мнения людей, особенно если медицинская организация располагается в сельской местности», — добавил Дмитрий Морозов.

Он отметил, что сейчас надо сделать упор на три базовых составляющих доступной первичной помощи: географическая доступность, когда человек может добраться до медучреждения либо пешком, либо на общественном транспорте; высокая квалификация врачей, работающих в первичном звене; наличие необходимых специалистов, чтобы людям не приходилось месяцами ждать своей очереди к врачу или обращаться в другие медучреждения за получением помощи.

Материальные преимущества для сельских медиков

Отвечая на вопрос о том, как привлечь врачей, младший и средний медперсонал в сельские больницы и поликлиники, Дмитрий Морозов предложил ряд мер, которые, в первую очередь, касаются материального обеспечения специалистов. По словам эксперта, молодые врачи, медсестры, фельдшеры не могут быть заинтересованы в работе в сельской местности, пока перед ними стоит задача обеспечить себя и свою семью жильем, нормальными условиями для жизни. Именно этот вопрос и надо решить на государственном уровне: предоставлять врачам и медперсоналу служебное жилье, которое через 10 лет станет их собственностью, расширить программу «Земский доктор», убрав возрастные ограничения, продумать соцпакет для медработников и, главное, обеспечить их достойной зарплатой. Как добавил Дмитрий Морозов, важно, чтобы зарплата шла за специалистом, чтобы не создавалось ситуации, когда руководитель медучреждения вынужден искать средства для выплаты заработной платы, урезая какие-то другие расходы. В такой ситуации молодому врачу никто не будет рад. Если же он приходит с закрепленной за ним зарплатой, то вопросы с поиском средств отпадут сами собой.

Доступность медпомощи

Не менее важной является проблема материальной оснащенности учреждений первичного звена. По мнению Дмитрия Морозова, в каждом селе должен быть медицинский автомобиль. Если же у жителя села нет возможности попасть на прием к врачу, или для этого требуется добираться в отдаленный от места жительства районный медцентр, то в большинстве случаев такой человек откажется от обращения за помощью вообще. А такой ситуации быть не должно. Пока же порядка 500 населенных пунктов имеют ограничения в доступности первичной помощи, что планируется полностью исправить в 2020 году.

Не менее важным является и проблема оснащенности поликлиник и больниц. Часто пациенты не могут пройти полноценное обследование и лечение в связи с тем, что оборудование в медучреждении, мягко говоря, устарело. Почти половина государственных медорганизаций нуждается в замене эндоскопических, томографических, рентген-аппаратов.

Частичным решением такой проблемы являются мобильные комплексы, которых в стране уже 3800. Такая модель подходит как для профилактических осмотров, когда бригада врачей с необходимым рентген- и УЗ-оборудованием приезжает в отдаленные поселения и проводит полноценный прием граждан, так и для оказания экстренной помощи.

На ком лежит ответственность за здоровье детей?

Здоровье детей для организаторов здравоохранения стоит отдельной темой на повестке дня. Вопросы лекарственного обеспечения стоят очень остро, ведь из-за бюрократических препонов и недостаточности законодательной базы больные дети, нуждающиеся в незарегистрированных лекарственных препаратах, не могут получить необходимое лечение. По словам Дмитрия Морозова, в таком случае двух мнений быть не может: если есть больной ребенок, его нужно обеспечить препаратом. Однако на деле все выглядит иначе. «Дальнее решение данной проблемы — это производство таких лекарств самим, ближнее — это решение Правительства Российской Федерации, а в середине я бы расположил «регуляторику». Конкретные механизмы этой «регуляторики» сейчас обсуждаются и о них говорить преждевременно, но в рамках рабочей группы этот путь будет найден», – отметил эксперт.

Глава комитета Госдумы по охране здоровья затронул и такие темы, как школьная медицина и медицина детского отдыха. С одной стороны, как считает Дмитрий Морозов, необходимо на законодательном уровне прописать возможность педагогов оказывать первую помощь детям. Сейчас если ребенку становится плохо в школе, максимум, что может сделать учитель, — это вызвать «скорую», и все то время, пока бригада врачей едет на вызов, просто наблюдать за состоянием ребенка. И именно это время может стать критическим. С другой стороны, также на законодательном уровне важно установить ответственность родителей за здоровье детей, в том числе в вопросах, которые касаются вакцинирования. Сейчас чуть меньше половины школьников не привиты, что угрожает здоровью этих детей и повышает риск эпидемий. «Мы смогли победить тяжелейшие инфекции только благодаря массовой вакцинации. А потому необходимо убеждать родителей, что вакцинация необходима», — подытожил Дмитрий Морозов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter