Современная медицина – это та сфера, где сходятся воедино высокие технологии и фундаментальная наука. Новейшие научные разработки приближают медицинские сервисы к пациенту, делая их доступными на экране смартфона или планшетного компьютера. Благодаря каким технологиям медицина становится все более мобильной?

Проекты в области мобильной медицины касаются самых различных направлений, начиная со сбора аналитических данных для организаторов здравоохранения и фармкомпаний, и заканчивая различными сервисами, помогающими пациентам вести здоровый образ жизни. Но в основе этих телемедицинских проектов лежат универсальные технологические решения.

Облачные технологии

Такие технологии позволяют использовать для обработки данных ресурсы и мощности других компьютеров, подключенных к интернету. Они помогают врачу оперативно отслеживать данные, полученные из медицинских и научно-исследовательских учреждений, и ориентироваться бесконечном потоке информации. С помощью облачных технологий можно быстро обмениваться информацией между медицинскими центрами, расположенными в разных странах, проводить верификацию данных и поддерживать динамическое обновление информации. Если ведется наблюдение за пациентом, облачные технологии позволят проанализировать поступающие данные и, сравнив с динамикой других пациентов, не дадут пропустить ухудшение его состояния, так как задействуют для анализа мощности, намного превышающие возможности самого мобильного устройства.

Конечно, для успешного использования облачных хранилищ данных необходимо обеспечить не только их соответствие определенным стандартам, но надежность, в том числе с учетом политической ситуации и возможных санкций и ограничений, связанных с международным обменом данными.

Чат-боты

На виртуальных собеседников, или чат-ботов, отвечающих на вопросы клиентов 24 часа в сутки без выходных, в мире мобильной медицины сегодня возлагаются большие надежды. Один чат-бот может обслуживать до 10 тыс. клиентов одновременно, работая при этом на всех каналах коммуникации – мессенджеры, сайты, электронная почта. В результате у компаний сокращаются издержки, увеличиваются продажи и растет индекс удовлетворенности клиентов.

Для больниц чат-боты удобны тем, что позволяют родственникам пациента узнавать о его состоянии посредством мессенджеров, не совершая звонков врачу.

Аптечным сетям чат-боты помогают информировать пациентов о наличии нужных препаратов в ближайших розничных точках, используя геотаргетинг. В системе мгновенного обмена сообщениями можно также узнать стоимость лекарства, для чего не требуется заходить на сайты интернет-аптек.

Врачам чат-боты могут помочь согласовать время приема. С его помощью также можно собрать анамнез, например, во время ожидания приема, и ответить на стандартные вопросы, сокращая на несколько минут продолжительность консультации каждого пациента.

Время приема лекарств, дозировка и правильная последовательность приема препаратов также могут контролироваться чат-ботом, что в конечном итоге может даже спасти чью-то жизнь.

Для удобства клиентов необходим чат-бот, охватывающий сразу все возможные мессенджеры, и не зависящий от обновления приложений. Чат-боты имеют преимущество перед колл-центрами в скорости ответа на вопрос клиента и благодаря отсутствию необходимости оплачивать работу сотрудников организации.

Платформы медобслуживания сотрудников

Крупные корпорации предпочитают самостоятельно организовывать медицинское обслуживание своих сотрудников, а не приобретать дорогостоящие полисы ДМС. Корпоративное здравоохранение стало в последнее время общемировой тенденцией. Его основная цель – наиболее эффективное использование ресурсов организации. При этом, по понятным причинам, больший акцент делается профилактическую составляющую медицинского обслуживания.

Внедрение платформ корпоративного медобслуживания выгодно работодателям. По подсчетам экспертов, разница между затратами на приобретение полисов ДМС и внедрением программных продуктов может составлять до 30%.

Одна из функций платформ корпоративного медобслуживания – оздоровление коллектива посредством интеграции различных телемедицинских решений, например, настроенных на профилактику метаболического синдрома у сотрудников. Носимые устройства передают сведения о двигательной активности человека. Получаемые данные анализируются с учетом массы тела человека, и в зависимости от индивидуальных особенностей система сама мотивирует сотрудника на повышение двигательной активности, облегчает задачу онлайн-коучей. Корпорации понимают, что поддержка правильного образа жизни позволяет уменьшить расходы на лечение сотрудников.

Перспективы мобильной медицины

Находясь на стыке медицины и новейших информационных технологий, телемедицина может быть полезна не только для пациентов, выведя на новый уровень профилактику, лечение, обслуживание, но и представляет массу интереснейших возможностей для бизнеса. IT-компании, разрабатывающие мобильные решения, могут проводить мониторинг пользовательской активности на сайтах и в соцсетях, собирать статистику тех или иных заболеваний по сезонам и с географической детализацией в режиме реального времени. Эта информация представляет интерес не только с эпидемиологической точки зрения, но и ценна для фармкомпаний, потому что дает возможность использовать геотаргетинг для рекламы препаратов именно там, где это в данный момент нужно. Например, в определенных регионах, где наблюдаются вспышки гриппа или частым диагнозом является «поллиноз».

Телемедецина немыслима без мобильных устройств. Но далеко не у всех есть возможность приобретать новый гаджет для каждого случая жизни. Поэтому важна многофункциональность носимых девайсов, то есть возможность заменять сразу несколько устройств, и доступность для всех слоев населения.

Эксперты отмечают, что пока готовность перейти к использованию в повседневной практике телемедицинских технологий есть не у всех медицинских организаций, но, тем не менее, она есть. Примерами могут быть НИИ психитарии, и научный центр нейрологии.

Можно сказать, что мобильную медицину в России ожидает большое будущее, ведь в развитии телемедицинских проектов заинтересованы все: и государство, и врачи, и пациенты и бизнес.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter