По данным Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации (Росстат), среднесписочная численность среднего медицинского, в том числе фармацевтического персонала в 2018 году составила 1,32 млн работников1,2. Как оплачивался труд фармацевтов в минувшем году и каких изменений в оплате труда следует ожидать им от года наступившего?

В материалах Росстата, характеризующих социально-экономическое положение страны за прошлый год3, среди прочего приводится и размер среднемесячной начисленной заработной платы работников всех базовых видов экономической деятельности, охваченных официальной статистикой. Средний размер оплаты труда в 2018 году составил – 43,4 тыс. рублей. При этом данные о размерах заработной платы существенно различаются в зависимости от вида экономической деятельности, условий ее ведения, и др.

Так, средний размер заработной платы фармацевтических работников государственных и муниципальных организаций составил в 2018 году 37,8 тыс. рублей, в том числе:

  • в организациях, финансируемых из федерального бюджета – 45,2 тыс. рублей (119,5 процента к среднему значению);
  • в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации – 37,5 тыс. рублей (99,2 процента);
  • в организациях, финансируемых из бюджетов муниципальных образований – 28 тыс. рублей (74,1 процента).

Таким образом, если следовать официальной статистике, специалист-фармацевт среднего звена государственной организации получал в минувшем году примерно в полтора раза больше своего коллеги-муниципала. В любом правиле, впрочем, имеют место и исключения, порой довольно неожиданные. Так, средняя зарплата фармацевтов столичных государственных организаций по итогам прошлого года оказалась почти на 17 процентов... ниже, чем у фармацевтов организаций, финансируемых из бюджета города Москвы.

Наиболее высокие средние показатели заработной платы в 2018 году отмечены по Центральному, Дальневосточному и Северо-Западному федеральным округам (47,9 тыс. рублей, 46,0 тыс. рублей и 45,2 тыс. рублей, соответственно), наименьший – по Северо-Кавказскому федеральному округу (23,7 тыс. рублей). При этом абсолютный зарплатный максимум зафиксирован у фармацевтов государственных организаций Чукотского автономного округа – 105,2 тыс. рублей, а абсолютный минимум – у фармацевтов муниципальных организаций в Республиках Марий Эл и Дагестан, Тверской и Брянской областях (11,5 – 13,5 тыс. рублей).

Здесь необходимо, по-видимому, напомнить, что заработная плата включает не только некое вознаграждение фиксированного размера (в общем случае – оклад), но и устанавливаемые работнику доплаты и надбавки компенсирующего и стимулирующего характера4. Соответственно, и в представленных Росстатом данных речь идет о совокупном размере начисленного работнику-фармацевту вознаграждения за труд, в котором на оклад приходится, как правило, около 60 процентов.

*          *          *

Данные по заработным платам фармацевтов-«частников» на момент написания этой статьи Росстат еще не раскрыл. Однако известно, что на протяжении последних пяти лет среднемесячный размер заработной платы, начисленной работнику государственной организации здравоохранения, был выше, чем у работника-«частника» на 9 – 13 процентов5.

Ничего не говорится в той же справке Росстата и о зарплатах персонала, в том числе фармацевтического, непосредственно занятого в серийном производстве фармацевтической продукции. Но, основываясь на официальных статистических данных за 2014 – 2016 годы6, можно сделать вывод, что средний размер заработной платы в этой сфере деятельности по итогам минувшего года равен 55 – 56 тыс. рублей для специалистов-фармацевтов среднего звена – с сохранением тенденции к устойчивому росту в ближайшие несколько лет.

*          *          *

Последнее замечание побуждает нас перейти от анализа имеющихся показателей к прогнозным оценкам значений заработных плат специалистов-фармацевтов среднего звена. Вспомним в этой связи, что в бюджете Национального проекта «Здравоохранение» на цели обеспечения системы здравоохранения квалифицированными медицинскими и фармацевтическими кадрами в ближайшие шесть лет предусмотрено свыше 166 млрд рублей7, а размер среднемесячной зарплаты, начисленной работникам сферы здравоохранения, в последние три года рос темпами, близкими к 5 процентам.

Таким образом, при более или менее благоприятном развитии национальной экономики специалисты-фармацевты среднего звена в предстоящие год-два могут рассчитывать на рост заработной платы в пределах текущих инфляционных показателей. Заметим, что в СМИ фигурируют и более консервативные оценки8.

Исключение следует сделать, пожалуй, только для прогноза, касающегося работников, занятых в серийном производстве фармацевтической продукции. Здесь представляется весьма вероятным опережающий рост зарплат, «подпитываемый» как внутренним, так и внешним спросом на лекарства9.

В частности, на внутреннем рынке продолжается устойчивое увеличение доли розничных продаж фармацевтической продукции в совокупном объеме розничной торговли. Постепенно, хотя и медленнее ожиданий, растет и объем экспортируемых из России лекарств10.

*          *          *

Подытоживая, обратим внимание читателей на некоторые положения Единых рекомендаций по установлению систем оплаты труда на текущий год11 и, в частности, на особенности, присущие системам оплаты труда работников-фармацевтов государственных и муниципальных организаций здравоохранения. Кстати, в 2019 году на оплату труда персонала названных организаций (софинансирования соответствующих расходов) допускается использовать в том числе средства нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС12.

Руководителям, главным бухгалтерам организаций-работодателей рекомендуется продолжить работу по совершенствованию применяемых систем оплаты труда в части увеличения доли выплат по окладам. Стимулирующие выплаты – до 30 процентов структуры зарплаты – следует устанавливать преимущественно за достижение работниками конкретных результатов деятельности, исходя при этом из применяемых организацией-работодателем показателей и критериев эффективности, а также за повышение квалификации. Доля выплат компенсационного характера в зависимости от условий труда работников ограничивается 10-15 процентами.

По результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте, минимальный размер надбавки за вредные условия труда должен быть не менее 4 процентов от размера оклада соответствующего работника. Размер надбавки конкретизируется в зависимости от фактических условий труда, в том числе непосредственно трудовым договором.

Отметим также, что в соответствии с Едиными рекомендациями размеры средних заработных плат руководящего состава организации и остальных ее работников не могут различаться более чем в шесть раз. Одновременно лимитируется (в пределах 40 процентов) доля расходов организации-работодателя на оплату труда лиц из числа административно-управленческого и хозяйственного персонала.

 


1 Государственных и муниципальных организаций (без учета работников с высшим фармацевтическим образованием). См. справку Росстата от 5 февраля 2019 г. www.gks.ru.

2 Оценочная численность среднего медицинского (фармацевтического) персонала частных организаций - 120 тыс. работников. См. в этой связи: Здравоохранение в России. Статистический сборник. М.: Росстат, 2018.

3 Социально-экономическое положение России. Официальная статистическая информация. М. : Росстат, 2018.

4 Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации. Зарплата работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда (там же, статья 135).

5 Здравоохранение в России. Статистический сборник. М.: Росстат, 2018.

6 Там же.

7 Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. М.: Правительство Российской Федерации, 2019.

8 См. в этой связи, например, данные, приведенные в Прогнозе социально-экономического развития на период до 2024 года, одобренном на заседании Правительства Российской Федерации 20 сентября 2018 года.

9 Здравоохранение в России. Статистический сборник. М.: Росстат, 2018.

10 Там же.

11 Решение Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г. (протокол № 12).

12 Подробнее см. обзор нормативных актов, опубликованных нашим порталом 9 января с.г.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter