Законодательство Российской Федерации об основах охраны здоровья граждан предусматривает проведение в полагающихся случаях экспертизы профессиональной пригодности граждан – как из числа уже работающих, так и поступающих на работу1. Созвучные данному положению нормы содержатся и в федеральном законодательстве о труде2. При этом, однако, на протяжении почти пяти лет, прошедших после вступления в действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», оставался открытым вопрос об издании нормативного акта, регламентирующего порядок проведения такой экспертизы. И вот такой акт, наконец-то, издан Минздравом России3.

Утвержденный приказом Порядок определяет правила проведения экспертизы профессиональной пригодности в целях определения соответствия состояния здоровья работника (лица, поступающего на работу) возможности выполнения им отдельных видов работ. Этим же приказом, кстати, утверждена и форма соответствующего медицинского заключения.

В соответствии с Порядком экспертиза профессиональной пригодности (далее – экспертиза) проводится по результатам обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (далее также – обязательный медицинский осмотр, см. в этой связи приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н (в ред. от 5 декабря 2014 г.)) в отношении работников либо лиц, поступающих на работу (далее – работники), у которых при проведении такого осмотра выявлены медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ.

Полномочия по проведению экспертизы возлагаются на постоянно действующую врачебную комиссию медицинской организации (структурного подразделения медицинской организации) либо иной организации независимо от организационно-правовой формы (далее, соответственно – медицинская организация, врачебная комиссия, см. также часть вторую статьи 48 Закона № 323 и приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н (в ред. приказа Минздрава России от 2 декабря 2013 г. № 886н)). Подчеркнем, что медицинская организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности по экспертизе профессиональной пригодности (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 (в ред. от 15 апреля 2013 г.)).

Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации (заместитель руководителя медицинской организации, руководитель структурного подразделения медицинской организации). Необходимо обратить внимание на то, что квалификация лица, возглавляющего комиссию, должна соответствовать требованиям приказа Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н, предъявляемым к специальности «профпатология».

Для проведения экспертизы работник представляет в медицинскую организацию:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • направление, выданное медицинской организацией, проводившей обязательный медицинский осмотр (см. выше), в ходе которого выявлены медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ;
  • медицинское заключение по результатам обязательного медицинского осмотра, выданное работнику.

Врачебная комиссия в течение 10 рабочих дней со дня поступления в медицинскую организацию всех необходимых документов, изучает их, после чего выносит одно из следующих решений:

  • о признании работника пригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ;
  • о признании работника временно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ;
  • о признании работника постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.

Решение врачебной комиссии оформляется протоколом с соблюдением действующих в организации требований к оформлению медицинской документации.

В случае вынесения решения о временной непригодности работника по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ в медицинское заключение включается формулировка с обоснованием данного решения, сроками временной непригодности и рекомендациями о проведении дополнительных исследований (лабораторных, инструментальных исследований) и (или) соответствующего лечения. Окончательное решение комиссии в этом случае выносится только после изучения результатов дополнительных исследований и (или) лечения.

В случае невозможности определить соответствие состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ врачебная комиссия выносит решение о назначении проведения в отношении работника осмотров врачами-специалистами (исследований). Если при проведении экспертизы врачебной комиссией назначаются осмотры врачами-специалистами (исследования), время проведения которых превышает период, установленный для изучения документов (см. выше), то срок проведения экспертизы продлевается до получения результатов этих осмотров (исследований), но не более чем на 30 рабочих дней. Решение о продлении срока отражается в протоколе врачебной комиссии (с указанием конкретных причин продления срока).

На основании протокола врачебной комиссии уполномоченный руководителем медицинской организации медицинский работник оформляет медицинское заключение о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ. Оформление медицинского заключения производится в течение трех рабочих дней со дня вынесения врачебной комиссией соответствующего решения, в двух экземплярах, один из которых выдается работнику для предъявления работодателю, о чем работник расписывается в журнале регистрации медицинских заключений, а второй – хранится в составе медицинской документации работника, ведущейся в данной медицинской организации, в течение 50 лет (о сроках хранения медицинской документации см., например, письмо Минздрава России от 7 декабря 2015 г. № 13/2-1538).

* * *

Подытоживая, обратим внимание на то, что в рассмотренном нами нормативным актом не прописаны вопросы, связанные с внесением изменений (исправлений) в оформленное медицинское заключение, а также с выдачей повторных медицинских заключений, их копий или дубликатов (например, в случае утраты медицинского заключения, признания его недействительным и пр.), в том числе по запросам работодателей. Не исключено, что эти вопросы будут регулироваться иными нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, в том числе изданными им совместно либо по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в соответствующих сферах деятельности.

Кроме того, остается еще одно «белое пятно» в нормативном регулировании вопросов проведения экспертизы – экспертиза связи заболевания с профессией. Такая экспертиза, как это предусмотрено частью пятой статьи 63 Закона № 323, проводится при выявлении у работника профессионального заболевания (в том числе признаков такого заболевания – в ходе экспертизы профессиональной пригодности работника). Перечень профессиональных заболеваний, напомним, утвержден приказом Минздрава России от 27 апреля 2012 г. № 417н. Экспертизу связи заболевания с профессией следует рассматривать в качестве составляющей расследования профессионального заболевания (см. в этой связи Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967 (в ред. от 24 декабря 2014 г.).

Порядок проведения такой экспертизы, согласно части шестой статьи 63 Закона № 323, а также форма соответствующего медицинского заключения утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. Проект такого порядка подготовлен. Сейчас проект проходит процедуру общественного обсуждения.

__________________________

1 См. в этой связи части первую - третью статьи 63 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.), далее - Закон № 323.

2 См., например, часть первую статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации.

3 См. приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2016 г. № 282н.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter