О контрольной закупке, как об одном из эффективных инструментов государственного контроля в сфере защиты прав потребителей, включая потребителей товаров и услуг медицинского назначения, большинству наших читателей известно едва ли не со времен СССР. Тем не менее, вплоть до последнего времени не был регламентирован «от и до» единый порядок организации и проведения таких закупок.

Этот очевидный нормативный пробел устранен лишь сейчас, после завершения работы над проектом соответствующих Правил (приложение к постановлению Правительства Российской Федерации) . Посмотрим, что же представляет собой «правильная» контрольная закупка.

Прежде всего, уточним, что Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля определяют не только собственно порядок закупки с присущими этой процедуре особенностями, но и порядок принятия решения о ее проведении, а также порядок учета информации о состоявшейся закупке в едином реестре проверок. Исчерпывающий перечень случаев проведения контрольной закупки содержится в части второй статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294).

Мотивированное решение о проведении закупки в аптеке может быть принято уполномоченным должностным лицом только в том случае, если с учетом фактических обстоятельств иным образом не возможно оценить соблюдение обязательных требований, предъявляемых к продаже лекарственных препаратов и медицинских изделий или оказанию медицинских услуг. В остальных случаях – опять-таки, при наличии оснований – принимается решение о проведении внеплановой выездной проверки.
В случае принятия решения уполномоченным должностным лицом издается приказ или распоряжение о проведении закупки. Этот документ должен соответствовать форме, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации, и содержать все предусмотренные ею реквизиты и сведения.

Приобретение в рамках контрольной закупки товаров или услуг может осуществляться несколькими способами. Может быть проведена в том числе и дистанционная контрольная закупка или ДКЗ с использованием информационно-коммуникационных технологий (интернет), обычно применяемых потребителями соответствующих товаров и услуг.

Контрольная закупка при непосредственном обращении к продавцу товара иметт следующие особенности:

  • допускается проверка в ходе закупки только тех обязательных требований, которые указаны в приказе;
  • приобретаются для целей закупки только тех товаров и услуг, сведения о которых указаны в приказе;
  • применяются только те виды фото-, кино- или видеосъемки, которые указаны в соответствующем приказе.

Обратим также внимание читателей на то, что ДКЗ проводится способами, исключающими непосредственный контакт работников проверяемого лица с потребителем при совершении покупки, причем при дистанционном проведении в приказ или распоряжение включается в том числе информация, позволяющая достоверно идентифицировать способы, которыми должна проводиться такая закупка.

Центральное место в совокупности действий, образующих контрольную закупку, образуют действия по расчету между потребителем и продавцом. Так, если по условиям проведения закупки расчет производится наличными денежными средствами, то уполномоченному должностному лицу выдаются денежные знаки, предварительно подвергнутые описи с указанием номеров банкнот. При проведении закупки путем безналичных расчетов приказом устанавливается способ идентификации средства платежа, примененного при закупке (банковская карта, электронные деньги, и т.п.). Забегая чуть вперед, поясним, что сразу после проведения расчета в рамках контрольной закупки денежные средства, полученные продавцом, должны быть возвращены органу государственного контроля путем незамедлительной передачи наличных денежных средств уполномоченному должностному лицу либо незамедлительного принятия работниками аптеки необходимых действий по возврату безналичных денежных средств, на счет, с которого производилась оплата товара или услуги.

Сразу после завершения контрольной закупки, если речь не идет о ДКЗ, уполномоченное должностное лицо объявляет заведующему аптекой или работнику, его замещающему, о проведении закупки, предъявляет служебное удостоверение и приказ. Копия приказа передается заведующему аптекой. Факт ознакомления с приказом и получения его копии удостоверяется записью в акте о проведении контрольной закупки. Данное требование не распространяется на случаи проведения ДКЗ. При отказе заведующего аптекой от ознакомления с приказом или от получения его копии в акт вносятся соответствующие сведения.

Приобретенные товары возвращаются заведующему аптекой. Исключение составляют следующие случаи:

• приобретенные товары подлежат последующим исследованиям;
• товары утратили первоначальные потребительские качества;
• товары подлежат изъятию для целей обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Результаты услуги, полученной в рамках контрольной закупки, если это возможно исходя из характера самой услуги, также подлежат возврату.

По завершении контрольной закупки составляется акт. Акт должен соответствовать форме, утвержденной органом государственного контроля, и содержать все предусмотренные ею реквизиты и сведения. К акту прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения товаров или услуг, включая кассовые чеки и иные бланки строгой отчетности. В случае направления товаров, приобретенных в ходе закупки, для проведения исследований, в акте делается соответствующая запись с описью этих товаров.

Акт подписывают уполномоченное должностное лицо, проводившее закупку, и свидетели. За исключением случаев ДКЗ, при выявлении нарушений обязательных требований акт представляется на подпись лицу, у которого осуществлялась контрольная закупка. При отказе последнего от подписи в акт вносятся соответствующие сведения. При выявлении в ходе контрольной закупки нарушений обязательных требований один экземпляр акта – незамедлительно после его оформления – вручается лицу, в отношении которого проводилась закупка.

О проведении ДКЗ заведующему аптекой (лицу, его замещающему) объявляется посредством направления не позднее следующего рабочего дня после дня проведения закупки любым общедоступным способом копии приказа и акта. Последний оформляется с учетом способа расчетов и сроков поступления денежных средств продавцу. Возврат денежных средств уполномоченному должностному лицу осуществляется путем незамедлительного возврата наличных денежных средств либо незамедлительного принятия работниками аптеки необходимых действий по возврату безналичных денежных средств.

При выявлении нарушений обязательных требований уполномоченное должностное лицо обеспечивает организацию проведения внеплановой выездной проверки, а при наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении – принимает меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения обязательных требований, к административной ответственности. С обзором правоприменительной практики по привлечению виновных в нарушении обязательных требований, выявленных в ходе проведения контрольных закупок, мы планируем познакомить наших читателей в июле – следите за публикациями на нашем портале.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter