Действующая в стране система лекарственного обеспечения нуждается в существенной доработке. Прежде всего потому, что она гарантирует лишь ограниченную доступность лекарственных средств при амбулаторном лечении.

Для подготовки предложений по исправлению ситуации была образована Рабочая группа Госсовета по вопросу повышения эффективности системы лекарственного обеспечения. Изучив лучшие мировые практики, члены рабочей группы пришли к выводу, что наиболее эффективной мерой для нашей страны будет реализация программы лекарственного возмещения.

Изменить взгляд

Обычно, когда речь заходит стоимости такой программы, в расчет берут расходы на лекарственное возмещение в странах Европы. И поскольку этот показатель у нас меньше в 2,4 раза, чтобы получить стоимость, умножают текущие расходы на эту цифру. Сегодня государство тратит на эти цели примерно 233 млрд рублей, значит, для реализации программы дополнительно потребуется еще 230 миллиардов. Понятно, что эта цифра огромная и, безусловно, сразу пугает чиновников. В результате чего обсуждение, как правило, сходит на нет, и эта тема теряет актуальность.

По мнению академик РАН, научного руководителя Института ФГБНУ «Национальный научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Рамила Хабриева, необходимо поменять подходы к обоснованию реализации программы лекарственного возмещения. Надо исходить из того, что именно государство теряет по той причине, что эта программа не реализуется.

Во-первых, согласно данным недавнего опроса Росстата, очень высокая доля населения в стране вообще не может себе позволить купить лекарства. К слову, в России 15 регионов, где уровень бедности превышает 20%. И еще в 59 субъектах уровень бедности немного ниже 20%. То есть огромный пласт населения в стране ограничен в средствах на медикаменты, а значит, ограничен в лечении. И это проблема, которую надо признать.

Во-вторых, несмотря на то, что уровень оснащения наших клиник достаточно высок, квалификация отечественных врачей сравнима с квалификацией врачей в развитых станах, сегодня средняя длительность пребывания на стационарной койке у нас на 30% выше. Объясняется это распространенностью более запущенных случаев и невозможностью перевести больного на амбулаторный этап с сохранением приемственности лечения. Если нам удастся приблизиться к средней длительности пребывания на койке в тех странах, с которыми мы себя сравниваем, это позволило бы снизить расходы на 250 млрд рублей в год, считают эксперты.

Кроме того надо понимать, что монетизация сегодня уносит в год из системы лекобеспечения до 85 млн рублей, помеченных как «лекарственные», и которые население тратит по своему усмотрению. Этот перекос, считают в НИИ общественного здоровья, также приводит к росту расходов на здравоохранение.

«Мы сегодня гордимся нашими успехами при оказании высокотехнологичной помощи. Это очень хорошо. Мы имеем соответствующее оснащение и специалистов. Мы поражаемся, как удается спасти больных, которых не могли вылечить еще 5-7 лет назад – мы их возвращаем с того света, – справедливо говорит Рамил Хабриев и тут же замечает, – Но есть ли хоть одна работа, которая бы проанализировала структуру оказания высокотехнологичной помощи при тех или иных патологиях? Надо разобраться, почему сформировалась необходимость в оказании высококвалифицированной помощи. Уверяю вас, около половины случаев — это огрехи в оказании помощи на первом, догоспитальном этапе. Именно это формирует необходимость впоследствии оказания высокотехнологичной помощи. Это тоже огромные затраты, и это тоже надо учитывать».

Обкатка на «пилотах»

Программа лекарственного возмещения должна вводиться поэтапно, уверены члены рабочей группы. Нельзя начинать какие-либо изменения в столь чувствительной сфере сразу в масштабах всей страны, в начале программу нужно протестировать в пилотных регионах. Нужно четко определить всех участников программы, и их роль в ее функционировании. И только после оценки эффективности, отработки лучших подходов, определения нозологий и отработки перечней лекарственных средств можно будет думать о ее расширении.

Пока же даже наиболее существенные для реализации вопросы остаются без ответа. Например, вопрос относительно охвата населения и уровня соплатежа.

Что необходимо тестировать

Эксперты считают, что в пилотных проектах должны участвовать порядка 10 территорий. Охват населения в каждом регионе по разным патологиям должен быть достаточно большим, и не следует ограничиваться только льготными группами населения.

В ходе прилотных проектов предстоит определить уровень соплатежа. Он может быть различен для разных групп населения и для некоторых, вполне возможно, он будет нулевой. Но при этом условия допуска к программе и уровень оказания помощи в рамках этих программ должны быть едиными.

Вписка рецептов на лекарственные средства, безусловно, должна проводиться по непатентованным наименованиям – это позволит сделать программу более эффективной и менее затратной.

Уровень возмещения должен быть апробирован на референтных препаратах, и в дальнейшем даст возможность выбора любых торговых наименований лекарственных препаратов, показанных при лечении конкретной патологии.

Также должен быть отработан вопрос об участии аптек, а также компенсация их затрат. На взгляд рабочей группы, в программу должны войти все аптечные учреждения независимо от формы собственности, которые выразят желание войти в эту программу. Однако аптечные организаторы должны при этом соответствовать определенным требованиям и быть готовы к этой работе.

Также необходимо протестировать механизмы контроля над реализацией программы.

Отбор нозологий

Что касается нозологий, по которым населения сможет рассчитывать на возмещение затрат на лекарства, то критерии для их отбора уже определены. По мнению Рамила Хабриева, первыми, конечно же, должны быть включены болезни системы кровообращения из-за их социальной значимости и широкой распространенности.

Готовность регионов

Чтобы попасть в число пилотных регионов, в которых начнется реализация программы лекарственного возмещения, субъекты должны соответствовать весьма четким критериям. Отбором участников пилотных проектов будет заниматься Минздрав, но исходить при этом будут прежде всего из готовности самих регионов.

Но есть в России регионы, в которых такие проекты по лекарственному возмещению уже реализуются. Так, в Кировской области подобная программа действует уже несколько лет. Реализую ее местные власти самостоятельно, по инициативе местного минздрава. Продвигается она тяжело, так как опирается только на региональные нормативные акты и осуществляется исключительно на средства региона. Тем не менее, эффективность ее уже сейчас очевидна.

«Мне кажется, что альтернативы участию в программе нет. Многие регионы на это откликнутся, но при выборе мы исходить из того, чтобы были представлены все субъекты Федерации, и регионы отбирались с точки зрения результативности, чтобы можно было распространить эти подходы ко всем остальным регионам, если эта программа будет стартовать», – говорит Рамил Хабриев.

Ближайшие планы и сроки

В соответствии с поручением Президента, правительство обязано отчитаться о проведении пилотных проектов в 2020 году. Однако формулировка поручения допускает и другое прочтение, что к этому времени следует не завершить пилотные проекты, а только начать их подготовку.

На первый взгляд эта программа кажется простой и вполне реализуемой, однако сложности могут быть связаны с тем, что в ней задействовано очень много участников, с которыми необходимо отработать все составные элементы.

Предстоит весьма обширная работа по формированию перечня препаратов, проработке ценовой политики, подготовке протоколов и стандартов. И наладить взаимодйествие между участниками программы – производителями, аптечные учреждения, страховые компании – можно только в рамках пилотного проекта.

Но первый пункт — проработка всех нормативно-правовых актов. По мнению Рамила Хабриева, если в стенах Государственной Думы данная инициатива встретит понимание и будет проведена соответствующая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, то после отработки «пилотов» можно будет всерьез рассуждать о старте программы лекарственного возмещения уже с 2021 года.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter