Бурные дебаты по поводу будущего фармотрасли не утихают. Какие риски несут в себе новые способы продажи медикаментов?

Какая участь ждёт аптеки, если всё-таки будет утверждён инициированный Минпромторгом законопроект о продажах лекарств в продовольственных магазинах? Какая часть продаж уйдёт в Интернет, если будет легализована доставка?

Статья из газеты "ЛекОбоз"

Еды мало, едоков много

Что стоит за этими двумя инициативами – разрешением на продажу лекарств в магазинах и легализацией интернет-доставки лекарств? Поразмышлять на эту тему предложил аудитории директор по развитию НПК «Катрен» («Аптека.ру») Анатолий Тенцер. По его мнению, всё это вызвано ужесточением конкуренции на рынке как фармацевтическом, так и продуктовом.

«Был у нас хороший период для бизнеса – 2000–начало 2010 х гг., когда всего было много, всем хватало, – вспоминает Тенцер. – Сейчас же всего мало, а всех много. Многие начинают смотреть, как что-нибудь отъесть из тарелки соседа».

Все новые модели продаж не имеют под собой никакой социальной основы. Аптек у нас раза в два больше, чем нужно, считает он. Надо чётко понимать, что туда, где сейчас нет аптеки, ни один курь¬ер тоже не поедет либо доставка будет слишком дорогой. Там, где нет аптек, нет и супермаркетов.

«Желающих включиться в продажу лекарств торговых организаций уже 900», – предупреждает исполнительный директор РААС, доцент кафедры фармакологии Института фармации Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Нелли Игнатьева. Она напомнила, что идея продажи лекарств в магазинах впервые возникла у первого зампреда Правительства РФ Игоря Шувалова в 2012 году под предлогом поддержать малый и средний бизнес. «Так вот благодаря этому законопроекту малый и средний бизнес в виде аптечных организаций в первую очередь и погибнет», – уверяет Нелли Игнатьева.

Несмотря на то, что общественность высказалась резко против законопроекта о продаже лекарств в магазинах в ходе его обсуждения, не поддержали эту инициативу и Минздрав, и Общественная палата, Минпромторг всё же надеется протащить этот закон всеми правдами и неправдами. Проект сейчас находится в доработке, сообщила заместитель начальника отдела развития внутренней торговли Минпромторга России Марина Сеидова.

Страшных сценариев ждать не стоит?

Произойдёт ли на рынке массовый обвал с разрешением торговли лекарствами в продмагах? Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев считает, что никаких таких страшных сценариев ждать не стоит.

«Мы очень подробно проанализировали этот проект Минпромторга. Он не то что не разрешает торговать лекарственными препаратами, а более того – накладывает дискриминационную норму на торговую сеть, – говорит Тимофей Витальевич. – Сегодня торговая сеть, если она залицензирует деятельность по розничной продаже лекарственных препаратов, то в соответствии с требованиями законодательства она имеет право торговать и рецептурными, и безрецептурными препаратами. А в законопроекте прописано буквально следующее: торговая сеть имеет право торговать безрецептурными лекарственными препаратами, если она пролицензирует эту деятельность в соответствии с медицинским законодательством».

Вообще это достаточно странный законопроект, признаётся Нижегородцев: «Мы его и так и сяк смотрели на случай второго дна, но никакого двойного дна не обнаружили».

Разговоры о том, что законопроект Минпромторга позволит получать одну лицензию и торговать в 12 тысячах магазинов, тоже не имеет под собой никакой почвы, уверяет представитель ФАС. И призывает читать документ подробнее и с более холодной головой.

Читайте внимательнее

Но как раз именно этим и занимались представители аптечных организаций – проштудировали не только сам законопроект, но и пояснительную записку к нему.

А в ней помимо всего прочего написано, что необходимо внести исправления в Постановление Правительства РФ от 16 июня 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» для того, чтобы торговые сети, которые пожелают заняться продажей лекарств, пользовались тем самым уведомительным порядком. Аптеки тут окажутся явно в дискриминационном положении, ведь им для продажи медикаментов необходимо лицензировать свою деятельность по всем правилам.

«Нормальное желание бизнеса – упростить нормативную базу, но упрощать нужно до какого-то предела, – говорит исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций» Лилия Титова. – Жизнь показывает, что такие ограничения иногда, наоборот, помогают нам. Вот, например, ужасная трагедия в Кемерове – сгорел огромный торговый центр. Выясняется, что он почему-то считался объектом малого бизнеса и на три года был освобождён от всех проверок. В том числе и пожарных. Если бы они не были освобождены от визита пожарных, то трагедии могло и не случиться либо она принесла бы меньше жертв».

Условия должны быть одинаковы для всех. Если торговый центр хочет торговать лекарствами, он должен лицензироваться по всем правилам, считает исполнительный директор СПФО.

Не о тех печёмся

«Такое впечатление, что все ратуют за то, чтобы для той части населения, которая хорошо обеспечена лекарствами, сделать ещё лучше, – продолжает Лилия Титова. – Но идея совершенно другая: давайте мы увеличим доступность лекарств для всего населения, не только городов. Есть точки, где не то что аптек, но и магазинов то не существует».

Но даже если есть где-то в богом забытой деревне какое-нибудь сельпо, разве сможет там полноценно решить проблему доступности фармпомощи разрешение торговать безрецептуркой?

«Лекарственное обеспечение одними безрецептурными препаратами не решишь. Это полумера. Так почему об этом никто не думает?» – удивляется Лилия Титова.

А ведь несколько лет назад Минздрав выступил с хорошей инициативой – возродить систему фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), напоминает исполнительный директор СПФО. При советской власти ФАПы наделили правом отпуска медикаментов – и это был реальный прогресс.

«Если мы все такие социально ориентированные, все заботимся о населении, так давайте заботиться о том, как обеспечить лекарствами то население, которое проживает в труднодоступных районах», – призывает Лилия Титова.

Реальную угрозу не замечают

Легализация онлайн-торговли лекарственными препаратами – сегодня не менее горячо обсуждаемый вопрос.
«Покупка через Интернет – это удобно. Бороться с цифровой экономикой невозможно. Чего мы боимся? Даже если легализуется этот вид торговли, свой клиент останется и у аптек», – заверяет исполнительный директор АКИТ Артём Соколов.

Дебаты по этому поводу ведутся в основном вокруг того, какую часть маржи потеряют классические аптеки, если «добро» на доставку лекарств всё-таки будет получено. Нужно ли курьеру иметь фармацевтическое образование, разрешат ли вслед за безрецептурными препаратами онлайн-продажу рецептурных.

На самом деле эти темы, по мнению Тимофея Нижегородцева, сильно отвлекают от сути вопроса. А она совсем в другом. Сегодня онлайн-торговлей медикаментов занимаются в основном крупные оптовые компании, которые создали для этого цифровые платформы, которые напрямую общаются с покупателями и доставляют их заказы в аптеки-партнёры. С точки зрения краткосрочного эффекта это очевидное благо – более низкие цены, уверен Нижегородцев. Но со временем представленная дистрибьюторами интернет-витрина будет генерировать всё больший спрос. И перераспределение этого спроса от одной аптеки к другой станет критически важным. Настолько важным, что если оптовая компания разорвёт с аптекой клиентский договор, то она, скорее всего, не выживет, потому что спрос уйдёт в другую точку.

«Так устроены цифровые платформы. Основная их задача – консолидировать покупательский спрос и направить его туда, куда хочет владелец этого трафика, – объясняет Тимофей Витальевич. – Вопрос в том, хотим мы с вами утратить розничное звено как институт или нет».

А такая угроза, безусловно, есть. Пример тому представитель антимонопольной службы нашёл на продуктовом рынке, где уже давно существует услуга по доставке продуктов: стоит компании-оптовику сделать ниже рыночных цены на несколько самых ходовых позиций – кур, яйца, бананы, – как мелкий и средний бизнес, занятый в продуктовом ретейле, начинает вымирать. Поэтому представитель антимонопольного ведомства считает, что онлайн-торговля должна строиться совсем на другой модели – работа по интернет-представлению, отпуску и доставке лекарств должна исходить от аптечной организации. Это сразу же сравняет существующие ценовые перекосы и ценовую дискриминацию, уверен он.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter