Российский фармацевтический рынок, объемы которого в 2016 году составили 1 триллион 127 миллиардов рублей, развивается за счет уверенного роста аптечного сегмента. Каждый день в течение минувшего года на территории РФ открывалось восемь новых аптек. Если в начале 2016 года в стране работали 57 688 точек, то в конце их количество достигло 60 270 аптечных пунктов — прирост по сравнению с 2015 годом составил 4%. Такие данные привела заместитель генерального директора Alpha Research & Marketing Татьяна Литвинова.

Лидировали локальные аптечные сети с общим количеством 18 тысяч точек. За ними следовали малолокальные, федеральные сети, одиночные аптеки и завершили список региональные аптечные сети. Лидером роста аптек по итогам года стал Центральный федеральный округ, где количество точек увеличилось на 28%. Минимальное количество аптек открылось в Дальневосточном округе — общей прирост не превысил 4%.

Примерно 77% всех аптечных пунктов оказались сосредоточены в пределах городской черты — они составили примерно 80% всего товарооборота. В частности, в Москве в настоящее время работают более 4,3 тыс. аптек, хотя, учитывая концентрацию населения, каждая московская аптека обслуживает более 3 тысяч горожан. Среди населенных пунктов поселкового типа по количеству аптечных точек лидирует Московская область где открыты 438 аптек. В категории «село», куда попадают поселки, села, деревни и т. п., лидером оказался Краснодарский край — 835 тысяч аптечных точек.

По показателю «юридическая форма собственности» лидируют общества с ограниченной ответственность или акционерные общества, собравшие 70% аптечных точек, которые обеспечивают более 80% всего товарооборота. В категории «индивидуальный предприниматель» работают примерно 15% аптек — примерно 11% товарооборота.

Средний чек, то есть средний размер одной покупки в аптеках РФ по версии продавцов составил в прошлом году 645 рублей. Наиболее стандартным по среднему чеку регионом оказалась Тюменская область. Наиболее низкая стоимость средней покупки отмечена в Карачаево-Черкесской республике — 222 рубля.

Расходы наших соотечественников на фармацевтические товары в прошлом году составили порядка 5% семейного бюджета, со средним количеством покупок примерно 25 упаковок лекарств в год, дополнила директор по работе с клиентами компании GfK Марина Шепотиненко. При этом 50% всех покупателей аптек составили люди до 40 лет, проживающие в крупных городах, с доходом немного выше среднего. 30% клиентов аптечных точек — пенсионеры. Согласно отчетам покупателей, средний чек за разовую покупку составил меньшую сумму, чем по версии продавцов — всего 570 рублей. 7,6 % населения, отметила Шепотиненко, в прошлом году вообще не заходили в аптеку.

На продвижение продукции в аптеки фармацевтические компании тратили в прошлом году 15% от своего бюджета. На протяжении последних четырех-пяти лет этот показатель не меняется, однако, судя по всему, в скором времени доля затрат на мотивацию аптек начнет увеличиваться.

Эксперты прогнозируют и общий рост аптечного рынка — в 2017 году он должен увеличиться на 6%. Основное внимание производители уделят сетевым аптекам, так как общая тенденция консолидации аптечных сетей продолжится, а сами сети начнут интенсивно захватывать рынки в новых регионах России.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter