27 сентября 2016 года в ходе совместного заседания рабочей группы БРИКС и Международной рабочей группы по исследованию проблем конкуренции на фармацевтических рынках начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев рассказал об итогах первого этапа международного сравнительного анализа цен на лекарственные препараты, проведенного ФАС России.

Тимофей Нижегородцев отметил, что в рамках исполнения поручения Президента РФ, ведомство проводит значительную работу по анализу мировых цен на лекарственные препараты, цель которого заключается в поиске возможностей для снижения цен на дорогостоящие лекарственные препараты и повышение эффективности бюджетных расходов на лекарственное обеспечение.

На первом этапе ФАС проанализировала цены на лекарственные препараты, закупаемые по программе «7 нозологий»1. В исследовании сравнивались цены производителей (без НДС) в соответствующих странах, а также цены государственных закупок. В качестве российских данных использовались предельные отпускные цены без НДС и фактические цены поставок для государственных нужд по результатам федеральных аукционов в 2015-2016 годах (также без учета НДС).

По словам представителя ФАС России, ведомством были изучены данные из 43 стран, в том числе 22 стран ЕС, 5 стран СНГ, 3 стран БРИКС, организован сбор информации от органов управления в сфере здравоохранения и экономики стран, ассоциаций фармпроизводителей, дистрибьюторов и аптечных сетей, открытых источников и в результате натурных наблюдений в аптечных организациях.

Тимофей Нижегородцев подчеркнул, что ФАС России удалось сравнить не все представленные данные о ценах, поэтому «выводы следует делать очень осторожно».

«Основными проблемами являются отсутствие открытой информации о большей части лекарственных препаратов, наличием в обращении на территории отдельных стран иных аналогов лекарств, иные методы лечения заболеваний, для которых в России используются рассматриваемые лекарства и незаинтересованность крупнейших международных фармпроизводителей поставлять дорогостоящие лекарства в определенные страны», - сказал представитель службы.

Несмотря на сложности, ведомству все-таки удалось провести экономический анализ, в результате которого служба пришла к ряду заключений:

  • не выявлено ни одного лекарственного препарата из программы «7 нозологий», по которому цены в России оказались бы самыми высокими среди рассматриваемых стран;
  • по 21 позиции лекарственных препаратов цены в России оказались самыми низкими.

«Это объясняется тем, что в России цены регистрируются в рублях, а в процессе регистрации импортных цен осуществляется их предварительный контроль, не допускающий регистрацию предельных цен выше уровня минимальных цен на данные препараты в 21 стране», - объяснил Тимофей Нижегородцев.

В свою очередь, ФАС России выявила 48 позиций лекарственных препаратов, по которым зарегистрированные в России предельные цены оказались значительно выше найденных минимальных цен в ряде стран мира. По словам представителя ФАС России, это может быть связано как с объективными причинами (иные условия на момент регистрация цены), так и с предоставлением при регистрации цены неполных или недостоверных сведений о ценах в референтных странах

В заключительной части доклада Тимофей Нижегородцев отметил, что по всем выявленным случаям превышения зарегистрированных в России предельных отпускных цен над минимальными ценами в референтных странах, ведомство проводит проверку достоверности выявленной информации.

«В случае подтверждения наших опасений, ФАС инициирует процедуру отмены решений о государственной регистрации предельных отпускных цен. Вместе с тем, с целью недопущения возможного дефицита лекарств ФАС предложила производителям соответствующих лекарственных препаратов в срок до 20 октября 2016 года воспользоваться правом подачи заявлений о добровольном снижении зарегистрированных предельных отпускных цен. Пересмотр зарегистрированных предельных отпускных цен может привести к существенной экономии бюджетных средств, которые в свою очередь могут быть направлены на дополнительное лекарственное обеспечение населения», - заключил Тимофей Нижегородцев.

Он также отметил, что на основании полученных результатов ФАС намерена предложить пересмотреть перечень референтных стран, заменив в нем страны с наиболее высокими ценами на страны с самыми низкими.

«Ведомство продолжит анализ мировых цен на иные лекарственные препараты, закупаемые из федерального бюджета», - заключил Тимофей Нижегородцев.

Следует напомнить, что на втором и третьем этапе служба планирует проанализировать цены на лекарства, закупаемые Минздравом России по программам «ВИЧ и гепатиты»2 программе «Туберкулез и вакцины»3.

Справка

1В перечень лекарственных препаратов программы «7 нозологий» включено 24 международных непатентованных наименования лекарственных препаратов, в рамках которых в РФ зарегистрировано 292 лекарственных препарата разных производителей в конкретных упаковках (с учетом различных лекарственных форм, дозировок и упаковок). Из них Минздравом России в 2016 году по результатам аукционов было закуплено 78 лекарственных препаратов.

2В перечень лекарственных препаратов программы «ВИЧ и гепатиты» включено 43 международных непатентованных наименования лекарственных препаратов, в рамках которых в РФ зарегистрировано 852 лекарственных препарата разных производителей в конкретных упаковках (с учетом различных лекарственных форм, дозировок и упаковок). Из них Минздравом России в 2016 году по результатам аукционов было закуплено 107 лекарственных препаратов.

3В перечень лекарственных препаратов программы «Туберкулез и вакцины» включено 19 международных непатентованных наименований лекарственных препаратов, в рамках которых в РФ зарегистрировано 80 лекарственных препарата разных производителей в конкретных упаковках (с учетом различных лекарственных форм, дозировок и упаковок). Из них Минздравом России в 2016 году по результатам аукционов было закуплено 18 лекарственных препаратов.

Федеральная Антимонопольная Служба России

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter