По итогам 2016 года российский рынок лекарственных средств увеличился на 7%. С одной стороны, этот рост намного скромнее двузначных цифр, которые наблюдались еще несколько лет назад, но с другой стороны, позитивная динамика отмечается на фоне глобальных кризисных явлений, разрушительно действующих на российскую экономику.

Именно этот факт особо подчеркнула директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева на пресс-конференции, посвященной старту III международной фармацевтической премии «Зеленый Крест».

Главным драйвером роста рынка стал аптечный сегмент, ведь наиболее заметно увеличился именно ритейл. Еще одним позитивным фактором стала остановка падения продаж в пересчете на упаковки, хотя в течение нескольких лет их уровень ежегодно сокращался на 3%. Этому, в частности, способствовало замедление роста цен, вызванное снижением инфляции с двузначных показателей до 5,4%.

Впрочем, отметила Нечаева, динамика аптечного сегмента в 2016 году была далеко не неоднозначна. В первом полугодии отмечались отрицательные показатели роста, и только во второй половине года рынок вышел на положительный тренд, в сентябре достигнув роста 20%, что позволило получить годовой прирост в 9%.

На такую динамику повлияли сезонные факторы, пояснила Нечаева. В сентябре начался всплеск эпидемиологических заболеваний, и с этого же времени был отмечен повышенный спрос на противовирусные и противопростудные препараты, что в итоге вывело рынок в положительную зону. При этом потребитель, возвращаясь в аптеку, закупал и другие группы лекарств, так что фармацевтический рынок продемонстрировал положительную динамику не только в рублевом выражении, но и в упаковках.
Коммерческий сегмент лекарственных препаратов вырос в 2016 году на 3,4%, хотя тенденция к росту также началась со второй половины 2016 года. В целом подобные «качели» характерны для всего фармацевтического рынка — большой провал в первом полугодии, и существенный рост во второй половине года, позволивший в итоге выйти на положительные годовые тенденции.

Реализация рецептурных и безрецептурных препаратов также происходила в разных пропорциях в зависимости от эпидемиологической обстановки, продолжила Нечаева. В целом динамика оставалась стабильной, однако в период пиков простудных заболеваний рынок рос за счет безрецептурных препаратов, особенно в денежном выражении. Кроме того, в 2016 году повысились продажи препаратов из списка ЖНВЛП, цены на которые регулируются государством. По данным прошлого года, прирост в этом сегменте превысил 40%, что привело к росту рынка в упаковках. Продажи в сегменте препаратов, не относящихся к ЖНВЛП, где стоимость лекарств регулируется исключительно конкурентными факторами, росли в денежном эквиваленте. Если инфляция цен на препараты из списка ЖНВЛП в 2016 году составила около 1%, то на остальные препараты она достигла 8%, что и обеспечило денежный рост.

Еще один важный тренд ушедшего года — массовый переход потребителей на дженерики. Эти препараты и ранее занимали 85% рынка, но если до недавнего времени доля оригинальных лекарств в стоимостном отношении постоянно увеличивалась, то в прошлом году эта тенденция изменилась, и продажи воспроизведенных лекарственных средств увеличились на 20%. В настоящее время рост рынка дженериков происходит за счет коммерческого сегмента, однако вначале года положительная динамика была связана с государственным сектором и переориентацией на более дешевые препараты. За счет роста рынка дженериков, отметила Нечаева, увеличились и объемы реализации отечественных препаратов. В прошлом году в коммерческом сегменте их доля составила 27%, причем в некоторые месяцы одна достигла 30%.

В 2017 году рост фармацевтического рынка продолжился, при этом сохранились тенденции прошлого года. Прежде всего, это связано с продолжением затянувшегося эпидемиологического сезона. Уровень продаж противопростудных препаратов остался таким же высоким, как и в прошлом году, что удержало рынок в положительной зоне, причем впервые за всю историю наблюдений продажи в январе превысили февральский показатель. За два первых месяца этот показатель составил 18% в рублях и около 13% в упаковках, однако в следующие месяцы такой интенсивный подъем, скорее всего, замедлится, так как его базовая составляющая уже завышена. Вероятно, ожидать показателей второго полугодия 2016 года можно будет только с сентября, в случае если реализация противопростудных препаратов снова вырастет.

По прогнозам, в 2017 году положительный прирост рынка составит примерно 8-9% по всем сегментам. Драйвером этого роста, скорее всего, будет розничный сегмент, который увеличится примерно на 9%. Государственный сегмент не покажет ощутимых скачков и продолжит плавное восхождение, которое будет полностью зависеть от общего уровня инфляции в России.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter