Аналитическая компания RNC Pharma представляет рейтинг аптечных сетей России по итогам I-III кв. 2016 г.
Российский фармритейл к осени 2016 подошёл преисполненный надежд и сомнений. Надежды касались, прежде всего, перспектив восстановления спроса на ЛП и парафармацевтическую продукцию – наступал высокий сезон. Более того, общая экономическая ситуация хоть и не предполагала безудержного оптимизма, но всё-таки имела определённые признаки стабилизации, за которой, по логике вещей, можно было ожидать рост. И, в общем, эти надежды оправдались – начало осени для фармацевтической розницы в целом оказалось вполне благоприятным.
Сомнения традиционно касались регуляторной активности, и здесь действительно нашлась масса поводов для раздумий. Во-первых, было предложено перевести ГУПы и МУПы на закупки в формате «закона о контрактной системе», со всеми вытекающими последствиями в отношении эффективности таких организаций и возможностей их конкуренции с коммерческими структурами. Во-вторых, к своему логическому завершению подошли «баталии» вокруг возможностей продажи ЛП через интернет – осталось только дождаться подписания и вступления документа в силу. Ну, и наконец, ритейл вместе с остальными участниками рынка продолжил недоумевать относительно перспектив внедрения новой системы маркировки ЛП.
При всём этом сетевой сегмент российского фармрынка продолжил активное развитие, за прошедший год доля компаний в топ-15 выросла с 24,8% до 32,9%. Не обошлось в III квартале без сделок, ребрендинга и очередных громких анонсов по завоеванию рынка.
№ | Аптечная сеть | Расположение центрального офиса | Количество точек на 01.10.2016 |
Доля на рынке по итогам I-III кв. 2016 г., % |
||
ЛП | не ЛП | рынок в целом, без ЛЛО | ||||
Классические аптечные сети | ||||||
1 | АСНА1 | Москва | 3 509 | 5,9 | 5,1 | 5,7 |
2 | Аптечная сеть 36,6 | Москва | 1 740 | 4,2 | 3,3 | 4,0 |
3 | Ригла2 | Москва | 1 709 | 3,7 | 4,4 | 3,9 |
4 | Аптеки, работающие под брендом Планета Здоровья | Пермь | 1 042 | 2,5 | 1,7 | 2,3 |
5 | ГК Эркафарм (Доктор Столетов и Озерки) | Москва | 324 | 2,4 | 2,0 | 2,3 |
6 | Радуга (включая Первую Помощь) | С.-Петербург | 1 155 | 2,4 | 2,0 | 2,3 |
7 | ex Имплозия2 | Самара | 1 700 | 1,7 | 2,2 | 1,9 |
8 | Фармакопейка - Твой Доктор | Москва | 847 | 1,6 | 1,1 | 1,5 |
9 | Фармаимпекс2 | Ижевск | 577 | 1,5 | 1,6 | 1,5 |
10 | Фармленд | Уфа | 705 | 1,4 | 1,5 | 1,4 |
11 | Нео-Фарм | Москва | 301 | 1,4 | 1,1 | 1,4 |
12 | Максавит (включая 36,7С) | Н. Новгород | 265 | 1,0 | 0,4 | 0,9 |
13 | Аптека-Таймер | Пермь | 561 | 1,0 | 0,7 | 0,9 |
14 | Мелодия здоровья | Новосибирск | 865 | 1,0 | 1,1 | 1,0 |
15 | Самсон-Фарма | Москва | 64 | 1,0 | 1,3 | 1,1 |
Аптечные ассоциации3 | ||||||
1 | Фармацевтическое партнерство | Москва | 3 687 | 6,1 | 4,5 | 5,8 |
2 | ВЕСНА | С.-Петербург | 632 | 1,0 | 1,2 | 1,0 |
3 | МФО | С.-Петербург | 618 | 0,9 | 1,1 | 1,0 |
4 | Парнас | Москва | 301 | 0,5 | 0,4 | 0,4 |
5 | Аптека.ру | Новосибирск | 13 523 | 0,3 | 0,9 | 0,5 |
6 | ПроАптека2 | Москва | 240 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
1 - АСНА отнесена к группе классических аптечных сетей по причине более глубокого уровня интеграции бизнес-процессов по сравнению с сетями ассоциативного типа 2 - экспертная оценка 3 - позиции аптечных ассоциаций рассчитаны без учета пересечений участников ассоциаций между собой. Данный рейтинг показывает долю рынка, занимаемого объединением аптечных сетей и единичных аптек |