Оборот ТОП-30 аптечных сетей за январь-июнь 2019 года составил 399 млрд. руб., что соответствует доле рынка 65%, согласно данным DSM group. В итоге совокупно эти компании приросли на 10%, тогда как аптечный рынок вырос всего на 1%. Но при этом стоит отметить, что если раньше сети, участвующие в рейтинге, в основном показывали положительную динамику, то сейчас ситуация в корне изменилась: 10 игроков демонстрируют падение продаж.
Возможностью или ограничением для дополнительного роста в скором времени может стать разрешение онлайн-торговли лекарственными препаратами. Несмотря на то, что в основном эту инициативу рассматривают с негативной точки зрения для рынка, подготовка к ней идет полным ходом.
Так, например, в интернет-аптеке 366.ru появился новый сервис – доставка заказа курьером на дом. В данный момент на сайте для курьерской доставки доступно более 3 000 товаров, разрешённых законодательством РФ к продаже дистанционным способом: парфюмерные и косметические средства, медицинская техника (тонометры, небулайзеры и т. д.), гигиенические средства, предметы для ухода за больными и новорождёнными.
В середине июня аптечная сеть «Ригла» стала партнёром сервиса онлайн-заказа «Все аптеки» в московском регионе.
Не отстают от аптек и крупные ретейлеры. X5 Retail Group запускает маркетплейс по онлайн-бронированию лекарств, которые будут доступны в аптечных пунктах выдачи заказов. Соглашение о реализации проекта заключено между X5 ОМНИ, perekrestok.ru и фармацевтическим оператором ГК «Сантэнс». Помимо этого, X5 Retail Group заключила соглашение с Межрегиональной розничной фармацевтической компанией (МРФК) об открытии в течение 4-х лет 450 аптечных пунктов выдачи заказов в магазинах X5.
В сторону аптечного рынка посмотрела и компания «Интерторг», развивающая сеть SPAR. В сентябре в Петербурге под брендом SPAR откроется первая аптека. Проект будут реализованы на условиях субфраншизы. В 2019 году планируется, что начнут работать семь аптек, в 2020 году аптек должно быть около 20.
Рейтинг | Аптечные сети | Объем, млрд. руб. | Доля на коммерче-ском сегменте, | Прирост оборота по сравнению с | Количество точек продаж |
1П 2019 | 1П 2018 | ||||
1 | АСНА | 78,7 | 12,8% | 8% | 8 671 |
2 | Ригла | 38,3 | 6,2% | 16% | 2 559 |
3 | Эркафарм | 30,2 | 4,9% | -1% | 1 194 |
4 | Аптечная сеть «36,6» | 24,2 | 4,0% | 3% | 1 386 |
5 | Имплозия | 22,3 | 3,6% | -8% | 2 508 |
6 | Нео-Фарм | 21,2 | 3,5% | 29% | 669 |
7 | Вита | 20,8 | 3,4% | 44% | 1 683 |
8 | ИРИС | 20,6 | 3,4% | 11% | 1 598 |
9 | Апрель | 18,3 | 3,0% | 30% | 1 412 |
10 | Планета здоровья | 18,0 | 2,9% | 6% | 1 663 |
11 | Фармленд | 14,3 | 2,3% | 21% | 1 250 |
12 | Фармаимпекс | 10,7 | 1,7% | 27% | 701 |
13 | Мелодия здоровья | 9,6 | 1,6% | 56% | 885 |
14 | Аптека-Таймер | 8,5 | 1,4% | -7% | 872 |
15 | 36,7С&Максавит | 7,7 | 1,3% | 10% | 505 |
16 | Здоров.ру | 7,6 | 1,2% | 39% | 70 |
17 | Фармацевт+ | 5,7 | 0,9% | -15% | 461 |
18 | Губернские аптеки | 4,9 | 0,8% | 30% | 274 |
19 | ИДЕЯ | 4,6 | 0,8% | -6% | 189 |
20 | Невис | 4,2 | 0,7% | -7% | 437 |
21 | Алоэ | 3,8 | 0,6% | 13% | 231 |
22 | Здоровье (Усть-Лабинск) | 3,3 | 0,5% | 23% | 151 |
23 | Фармэконом | 2,9 | 0,5% | 14% | 129 |
24 | Монастырёв.рф | 2,9 | 0,5% | -5% | 48 |
25 | Мега Фарм | 2,8 | 0,5% | -50% | 585 |
26 | Антей | 2,6 | 0,4% | 5% | 219 |
27 | Эдельвейс | 2,6 | 0,4% | 13% | 190 |
28 | Волгофарм | 2,5 | 0,4% | 3% | 159 |
29 | Дешевая аптека | 2,3 | 0,4% | -10% | 73 |
30 | Петербургские аптеки | 2,3 | 0,4% | -8% | 85 |
Рейтинг маркетинговых ассоциаций | |||||
МФО | 27,5 | 4,5% | 34% | 3 395 | |
ПроАптека | 37,9 | 6,2% | 23% | 5 892 | |
Созвездие | 10,1 | 1,7% | 182% | 2 506 | |
Платформа ФармХаб | 9,8 | 1,6% | 16% | 1 200 | |
Весна | 9,2 | 1,5% | 11% | 1 422 |