В этом году программе «7 высокозатратных нозологий» исполняется 10 лет. Самое время подвести некоторые итоги и задуматься о дальнейших перспективах развития. Как обеспечить максимальное количество пациентов за счет средств бюджета? Какими принципами должно руководствоваться государство, предоставляя лекарственно обеспечение населению в рамках программы? На что в первую очередь стоит обратить внимание при включении препаратов в план закупок? Ответы на эти и другие вопросы искали эксперты, собравшиеся на форуме «10 лет программе «7 нозологий».

Противоречивая статистика

Чтобы составить представление о том, как развивалась программа «7 нозологий» за все это время, и как менялось ее финансовое обеспечение, обратимся к данным статистики.

Так, по информации аналитической компании AlphaRM, на основании маркетинговых исследовании фармацевтического рынка, за 10 лет финансирование программы увеличилось совсем незначительно – с 2008 года и до начала четвертого квартала 2018 года объем отгрузок ЛП по программе 7 ВЗН возрос с 30 млрд рублей до 42 млрд рублей в год.

Однако маркетинговое агентство DSM Group располагает несколько иными данными ­–финансирование этой программы за 10 лет выросло почти вдвое. При этом наблюдается рост числа упаковок лекарств, поставляемых в рамках 7 ВЗН. Связано это прежде всего с экономией средств из-за снижения стоимости ЛП, входящих в программу. Больше всего лекарства по льготе получают пациенты в таких нозологиях, как злокачественные новообразования (47%) и рассеянный склероз (35%).

Аналитик компании AlphaRM, в свою очередь отмечают, что доля препаратов, закупаемых по программе 7 ВЗН, в прошлом году составила около 4% от всего фармрынка, а в сегменте льготного лекарственного обеспечения — более 28%. Доля пациентов, охваченных программой, от общей численности населения за 10 лет выросла с 0,01% до 0,12%, и сегодня их число приблизилось к 181 тыс. человек. Согласно подсчетам, затраты на одного пациента в среднем за год составляют 233 417 рублей.

Экономия средств

Аналитические компании отмечают, что в последнее время государству удается экономить немалые средства на закупке лекарственных препаратов в рамках программы 7 ВЗН, при этом расширяется число пациентов, попадающих под действие программы.

Так, по данным за 2018 год отмечается позитивная тенденция снижения стоимости лекарственных средств, что позволяет направлять высвобождаемые средства на обеспечение других пациентов. Например, средняя цена одного препарата по всем нозологиям по итогам первых 9 месяцев текущего года находится на уровне 10 766 рублей. Из 80 объявленных в 2018 году конкурсов на закупки ЛП в сегменте ВЗН на сегодняшний день завершились 47, кроме этого завершилось еще 23 конкурса, в которых был зарегистрирован всего один участник.

Еще одним фактором, способствующим экономии средств, является переориентация госзакупок на приобретение отечественных препаратов. Импортозамещение принесло свои плоды: если в 2014 году в сегменте ВЗН доля российских препаратов составляла 34% и почти 66% иностранных, то в 2018 году расклад оказался уже совсем иной: отечественных ЛП было приобретено почти 70%, иностранных – чуть более 30%. Увеличилась и доля оригинальных препаратов по отношению к дженерикам – почти 49% за неполный 2018 г., тогда как в 2014 году их было около 36% в рублевом исчислении.

В DSM Group посчитали, что сейчас отечественные препараты не представлены только в двух нозологиях (муковисцидоз и болезнь Гоше). По 12 нозологиям в рамках 7 ВЗН общее количество МНН вскоре составит 33, хотя еще в 2014 году их было 18. Совокупная стоимость «новых» МНН, закупленных в 2017 году, насчитывает 12,6 млрд рублей.

Как известно, со следующего года программа «7 нозологии» будет расширена. При включении новых нозологий будет добавлено 8 препаратов на сумму 10 млрд рублей в год, и в регистре 7 ВЗН появится свыше 2 тыс. новых пациентов, из которых более 1,5 тыс. – дети. Как ожидается, поставки ЛП в 2019 г. вырастут более чем на 53%.

По оценке директора DSM group Сергея Шуляка, общий объем потребления по нозологиям должен прийти к 18 млрд. руб., но при этом дефицит бюджета программы, даже без учета новых нозологий на сегодня уже составляет 10 млрд руб.

Выбор приоритетов

С учетом расширения спектра пациентов, получающих льготные лекарства в рамках программы «7 высокозатратных нозологий» особое значение приобретают вопросы совершенствования подходов к закупкам лекарств.

По мнению главного юриста Экспертно-консультационного центра Института госзакупок Алексея Федорова, одним из основных направлений в правовом аспекте является определение прозрачных критериев включения ЛП в такие программы госзакупок. Необходимо определить, что именно должно считаться решающим: совокупная нагрузка на региональные бюджеты здравоохранения, стоимость курса лекарственной терапии на 1 пациента, социальная значимость или редкость заболевания. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, в частности, ввести институт предварительной оценки достаточности данных для принятия обоснованного решения комиссией. Для исключения коррупциогенных факторов, которые могут возникнуть при отсутствии или неопределенности условий или обоснований принятия решения, Федоров предлагает ввести балльную систему для включения препарата в программу госзакупок.

Необходимо установить коэффициенты значимости каждого критерия оценки (при этом распределение коэффициентов должно быть четко верифицируемым) и только после этого осуществлять оценку препарата и принимать решение о включении на основании суммы набранных им баллов, без учета субъективного мнения членов комиссии.

Важно также при исключении препарата из перечня минимизировать риски его исчезновения из продажи. Для этого нужно продолжить ведение регистра пациентов, не получающих ЛП за счет федерального бюджета, и возложить на субъекты РФ обязанность их лекарственного обеспечения, сохраняя централизованные закупки, но уже за счет бюджетов субъектов, уточнил юрист.

Дальнейшее снижение цены

Как видно из данных статистики, при закупках лекарств в последние годы удается сэкономить немалые средства. Например, этому способствует определение поставщика в ходе аукциона. Однако за истекший период с начала 2018 года экономия за счет разницы между ценой МНЦК и ценой победителя аукциона оказалась совсем незначительной — 0,1%. Для сравнения, в 2014 г. этот показатель был 3%.

А согласно данным Института госзакупок, статистические данные о закупках по программе 7ВЗН в 2017 – 2018 годах показывают, что снижение цены в аукционах на препараты с патентной защитой составляет 0%.

Учитывая этот факт, специалисты института предлагают усовершенствовать закупки препаратов через долгосрочные контракты с единым поставщиком на следующих условиях: через ст.111 и/или ст.93 закона №44-ФЗ; на срок не более чем у патентной защиты; с ежегодными поставками по заявкам Минздрава на основании заявок субъектов РФ; с дополнительным снижением цены (по плану развития конкуренции в здравоохранении) и с отменительным условием при утрате патентной защиты, или включении в перечень иного препарата, для пациентов с тем же заболеванием. Еще один шаг – переход к логистике перераспределения препаратов – с определением единого логистического оператора с фиксированными тарифами, либо через совместные торги ОУЗ субъектов РФ по п.2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, но без определения объема логистических услуг.

Законодательная база

Разумеется, оптимизации госзакупок не возможна без совершенствования законодательства. Директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Татьяна Демидова отметила, что сейчас проводится работа по урегулированию порядка осуществления закупок малых объемов, предусматривающего, помимо прочего, усовершенствование механизма отбора исполнителя по контракту и формирования цены договора. Важной задачей при этом является реализация потребности заказчика на приобретение лекарственных препаратов в максимально возможные короткие сроки и сохранение конкуренции среди компаний.

Татьяна Демидова также обратила внимание на то, что около года назад вступил в силу Приказ Минздрава о порядке формирования начальных максимальных цены при закупке ЛС, что побуждает заказчиков применять установленный в нем механизм. В то же время нас ожидает смена финансовой модели при осуществлении закупочных процедур. Так, с 1 октября этого года в системе государственных закупок начали функционировать новые электронные площадки. А с 1 января 2019 года все закупки в обязательном порядке будут осуществляться в электронной форме.

Антимонопольные меры

По мнению начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрея Тенишева, улучшить снабжение лекарствами и добиться снижения цен на ЛП можно с помощью легализации параллельного импорта. Правительство уже поддержало эту инициативу ФАС. Как ожидается, это приведет к 15-20% уменьшению цен. Необходимо также заручиться поддержкой всех стран-участниц ЕАЭС в этом вопросе, подчеркнул он.

Другим важным шагом представитель ведомства назвал внедрение механизма принудительного лицензирования. Как известно, фармпроизводители с настороженностью смотрят на эти инициативы антимонопольного ведомства, но у ФАС своя позиция: «ЮАР пользуется, Индия пользуется, многие страны пользуются этим механизмом. Даже сама угроза этого механизма – уже предмет для переговоров. Это отрезвляюще действует на любые корпорации. И если мы добьемся легализации этого механизма, это серьезно улучшит состояние со снабжением лекарствами».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter