Сокращение фармацевтического рынка в денежном выражении на 6%, товарный дефицит, и рост числа локальных фармпроизводителей из ближнего зарубежья – такие перспективы ожидают нас с вами в том случае, если общий рынок лекарств стран ЕАЭС будет запущен прямо сейчас.

Осталось совсем немного времени до того момента, когда начнет функционировать общий рынок Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Уже вышли из печати сборники нормативных правовых актов, регулирующие обращение лекарственных средств, и остается ряд формальных процедур, с урегулированием которых процесс интеграции в единое экономическое пространство будет официально оформлен.

В соответствии с Декларацией о евразийской экономической интеграции, целями Евразийского экономического союза являются создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, повышения конкурентоспособности национальных экономик. Объединение создается для получения экономического эффекта как для конечных потребителей, так и для государств–участников союза за счет повышения эффективности функционирования рынка.

Но что изменится на лекарственном рынке, если ЕАЭС начнет функционировать в полную силу уже сейчас? В аналитической компании QuintilesIMS просчитали экономическую эффективность интеграции как для государства, так и для простых граждан.

Общий рынок ЕАЭС

Евразийский экономический союз объединяет пять стран с общим населением 180 млн человек и совокупным ВВП – 1,5 трлн. долларов. В рейтинге мировых экономик единый рынок ЕАЭС входил бы в первую пятерку.

На 80% фармацевтический рынок ЕАЭС представлен Россией. На Казахстан и Беларусь приходится 7% и 5% рынка соответственно. Армения и Кыргызстан представляют 3% и 5% общего рынка, однако экономики этих стран показывают наилучшую динамику развития.

Общий рынок подразумевает унификацию регистрационных процедур, распространение статуса локальных производителей на фармпредприятия стран-участниц союза, а также редистрибуцию препаратов, импортируемых одной из стран. Аналитики считают, что в долгосрочной перспективе это приведет к корректировке уровня цен, росту объема рынка и изменению структуры рынка лекарств.

Изменение сегмента госзакупок

По словам Алексея Савина, руководителя направления консультирования по России и СНГ компании QuintilesIMS, общий рынок в разной степени затронет аптечный и государственный сектор. Наибольшее влияние он окажет на госпитальный сегмент из-за специфики этой части рынка, которая заключается в закупке препаратов по МНН, высокой конкуренции (в среднем каждая товарная позиция представлена продукций трех и более производителей), а также значительной разницей в цене, по которой могут поставляться одни и те же препараты.

По мнению аналитиков, перераспределение товаров после того, как ЕАЭС начнет работать, затронет 88% рынка госзакупок, что составляет 4,9 млрд долларов в денежном выражении. Рынок розничных продаж будет затронут в меньшей степени. По прогнозам, лишь 23,5% аптечного ассортимента может измениться из-за редистрибуции, тогда как 76,5% товарных позиций общей стоимостью 8,9 млрд долларов, реализуемых через аптеки, будут представлены теми же брендами и после начала функционирования общего экономического пространства.

Такой сценарий развития рынка был построен на основе анализа перспектив продаж оригинальных брендов и 25 ведущих дженерических брендов, представленных на общем рынке.

Выравнивание цен

Средняя розничная цена на одни и те же препараты значительно отличается в странах экономического союза. С запуском общего рынка одна должна несколько скорректироваться, уверены эксперты, ведь появятся возможности для перераспределения. Но это может быть лишь в том случае, если не будет создано барьеров для передвижения товаров между странами, и лекарства смогут свободно перемещаться через границы.

Сравнение розничных цен на ведущие бренды, продаваемые на двух и более рынках союза, показало, что разница между ними может достигать 2-2,5 раз. В государственном сегменте наблюдается схожая картина. Анализ выигранных тендеров демонстрирует, что стоимость препаратов на основе одного действующего вещества значительно отличается в разных странах. Такая ситуация также создает потенциал для движения рынка, отмечает Алексей Савин.

Что влияет на цену?

На лекарственные рынки каждой из стран ЕАЭС оказывает влияние ряд макроэкономических факторов.

Первый из них – курсы валют. Хотя динамика колебания валют стран-участниц союза в значительной мере зависит от цены на нефть, все же имеющаяся разница представляет потенциал для перераспределения препаратов. Правда, с течением времени она несколько нивелируется – если в 2015 году колебания были довольно значительными, то в 2016 году изменения на валютных рынках стран ЕАЭС стали более синхронными.

Второй фактор – разница в уровне НДС. Ожидается, что с запуском общего рынка произойдет усреднение цен на препараты. При этом дистрибьюторы могут предпочесть закупать товар в тех странах, где производители предлагают наименьшую цену.

При этом уровень маржи дистрибьютора зависит от размера налогов и сборов. На данный момент самый низкий НДС на лекарства в Беларуси и Казахстане – 0%. В России НДС равен 10%, в Кыргызстане – 12%. Страной с наивысшим налогом на добавленную стоимость среди всех участниц ЕАЭС является Армения, где налог составляет 20%.

В то же время, несмотря на привлекательность некоторых стран благодаря низким налоговым ставкам, дистрибьюторов может отпугнуть высокие затраты на логистику и неразвитая инфраструктура, что также окажет влияние на конечную цену препарата для пользователя.

Ожидаемые эффекты:

1. Сокращение рынка на 6%

В итоге, по прогнозам аналитиков QuintilesIMS, в долгосрочной перспективе все эти факторы приведут к тому, что лекарственный рынок стран ЕАЭС в денежном выражении сократится на 6% в силу снижения цен на препараты в целом. Если в 2016 году общий фармацевтический рынок стран ЕАЭС оценивался в 17,2 млрд долларов, то в перспективе он достигнет размера 16,2 млрд долларов.

Однако снижение цен выгодно для тех, кто эти лекарства покупает. «Большая часть из этого – дополнительная экономия, которую получат потребители за счет выравнивания цен, в основном за счет гармонизации рынков. Большая часть заложена для государственного сегмента – порядка 1 миллиарда долларов по нашим расчетам, что в текущем состоянии составляет 6% рынка», - отмечает Савин.

Что касается распределения выгоды, то в 75-80% случаев выиграет российский потребитель, в 15% – казахстанский, 5% – жители Беларуси. «Это страны с наибольшими рынками государственных закупок и наибольшим розничными рынками. Они получают самый значительный эффект от введения единого рынка», - поясняет Савин.

Говоря о препаратах из разных терапевтических областей, у которых будет наибольшее преимущество на общем рынке, то самый значительный рост ожидается в группе противоинфекционных средств, иммунных модуляторов и препаратов от рака.

2. Расширение ассортимента на 2%

Что касается представленных на общем рынке молекул, то их число по прогнозам в долгосрочной перспективе должно увеличиться в среднем на 2%. Это произойдет в том случае, если все продаваемые на российском рынке молекулы выйдут на общий рынок стран ЕАЭС. Наибольшее расширение рынка ожидается в Казахстане и Беларуси, в то время как Кыргызстан и Армения в силу небольшого размера рынков ощутят этот эффект лишь в незначительной степени.

3. Рост локальных игроков на 26%

Еще одним эффектом объединения станет изменение структуры рынка и рост числа производителей, которые получат статус локальных в ЕАЭС. Например, доля тех фармпроизводителей, которые будут считаться местными для России, благодаря поставщикам из Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Армении возрастет на четверть. В настоящее время достаточным для признания факта локализации считается первичная и вторичная упаковка, в силу чего в России сейчас насчитывается 32 отечественных фармпроизводителя, на долю которых приходится 17% рынка. Но после объединения общее число отечественных производителей возрастет до 40.

Если рассматривать все эффекты вместе, то в результате объединения общий лекарственный рынок потеряет порядка 3% в денежном выражении по сравнению с совокупным рынком союза на данный момент. И взаимное признание регистрационных процедур способно только частично компенсировать эффект от выравнивания цен.

4. Товарный дефицит

В результате объединения в выигрыше останутся страны с наименьшим налогом на добавленную стоимость. Поэтому Армения, а также Кыргызстан, в которых НДС равен 20% и 12% соответственно, рискуют стать наименее привлекательными направлениями для дистрибьюторов. Что касается России, то несмотря на значительную налоговую ставку (10%), аналитики полагают, что дефицит лекарств ей не грозит в связи с тем, что российский фармрынок довольно большой и предоставляет значительные возможности.

То, что дефицит лекарственных препаратов на общем рынке реален, показал пример Евросоюза. В Греции, где продолжается кризис, с полок исчезли дешевые препараты, тогда как жители Германии за счет перераспределения получают их в избытке, поскольку дистрибьюторам выгоднее продавать свой товар именно там.

Этот эффект необходимо учитывать при подготовке нормативно-правовых актов союза. Чтобы избежать товарного дефицита, страны-члены ЕАЭС планируют установить единый НДС на лекарства, однако каким именно он будет, на данный момент еще не ясно.

Рамиль Валеев

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter