Фармацевтический рынок стран Северной Африки и Ближнего Востока сегодня может оказаться даже для России даже более перспективным, чем собственный фармрынок.

Идем на Восток?

Восток, как известно, дело тонкое, но для российских фармацевтических компаний, а также поставщиков IT-технологий для фармы и услуг по обучению фармацевтических работников условия там более чем благоприятные, считает Валентина Марченкова, сооснователь и директор по развитию международного направления (MENA) компании Pharma.Global. Ссылаясь на данные международных компаний о росте фармацевтической отрасли во всем мире, она отметила, что сейчас глобальная фарма переживает не самые лучшие времена, и на этом фоне весьма благополучно выглядит регион MENA (от англ. Middle East & North Africa). Речь идет о странах Ближнего Востока и Северной Африки, таких как Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис и т.д. Этот рынок считается одним из наиболее динамично развивающихся в мировой фармацевтической индустрии. В настоящий момент его величина оценивается в 66 млрд долларов США, а по подсчетам аналитиков, в ближайшие годы ожидается рост до 100 млрд долларов США. По данным Pharma.Global, в регионе сейчас работают 125 тыс. аптек и 320 фармацевтических компаний.

Преимущества данного рынка обсуждались на Форуме по цифровизации фармацевтической отрасли в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова.

Стадии эволюции фармрынка

Любой фармацевтический рынок, по мнению Валентины Марченковой, проходит 5 стадий развития. Это – стадии производителей, дистрибьюторов, ритейла (аптечных сетей), профессиональных сообществ и биофармы/инжиниринга.

И если говорить о развивающихся странах, к которым относится регион Ближнего Востока и Северной Африки, то они пока еще находятся на 1-2 стадиях, то есть переживают «золотой век» производителей, либо дистрибьюторов.

Почему именно «золотой век»? За ответом вернемся в Россию в конец 90-х — начало 2000-х годов. Все дело в наиболее благоприятных условиях – относительно небольшом количестве локальных производителей, ситуации, при которой крупные международные фармацевтические компании (так называемая big pharma) только начинали заходить на рынок, и, как следствие, нежесткой конкуренции. В этот период не было серьезных проблем с продажами, рынок рос и не был структурирован.

Затем пришла вторая стадия, когда начали развиваться дистрибьюторы, появилось большое количество конкурентов, и начался рост собственного производства.

На третьей стадии, которую мы совсем недавно пережили, наблюдался бурный рост аптечных сетей (ритейла), а дистрибьюторы стали отходить на второй план, действуя скорее как логистические операторы. В последние годы это наглядно демонстрировало падение маржинальности у дистрибьюторов, отметила эксперт. При этом пик маржинальности аптечных сетей был достигнут примерно в 2017 году. Основные отличия этой стадии – большое количество производителей, сильная конкуренция и сложная задача для маркетинговых отделов фармкомпаний, озабоченных тем, как добиться роста продаж. На первый план вышли иные технологии продвижения для привлечения конечного потребителя.

К четвертой стадии Россия сейчас только подошла, а такие государства, как США и страны Западной Европы, ее уже пережили. Это время активного развития цифровизации, деятельности страховых компаний и иных новых технологий в части продвижения, назначения и реализации препаратов, а также подходов к схемам лечения.

На пятой стадии наступает развитие биофармы, которое уже наблюдается в Америке и других развитых странах.

Ощутимые плюсы для экспорта

«Востребованность фармацевтических IT-продуктов на Ближнем Востоке выше, чем в России именно потому, что наш рынок, пребывая на четвертой стадии, уже стал структурированным. Консолидированы и аптечная розница, и дистрибуция; и производителей на сегодняшний день немыслимое количество – порядка 700 зарегистрированных фармацевтических компаний. Даже если функционирует только половина, это уже очень много», – говорит В.Марченкова.

Комментируя ситуацию на фармрынке Ближнего Востока и Северной Африки, эксперт отмечает, что производителей там пока еще немного, к примеру, в Объединенных Арабских Эмиратах зарегистрировано всего порядка 20 фармацевтических компаний. Аптечная розница и дистрибьюторский рынок не консолидированы, при этом чеки достаточно высоки.

Именно высокие продажи и колоссальный рост рынка, по мнению руководителя международного направления Pharma.Global, отличают регион MENA от рынков других развивающихся стран, таких как Бразилия или оставшаяся часть Африки. «Там рост происходит и в натуральном, и в денежном выражении. Плюсом к этому росту является достаточно высокая маржинальность продаж», - подчеркивает эксперт.

Кроме того, в этом регионе есть значительная государственная поддержка различных инициатив. В тех же ОАЭ существует огромное количество госпрограмм по поддержке цифровизации и других инноваций. Все это делает данный регион достаточно заманчивым и привлекательным для экспорта товаров и услуг российских фармацевтических компаний.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter