По данным DSM Group, за январь-сентябрь 2017 года в аптеках было продано средств барьерной контрацепции на 2,9% больше, чем за аналогичный период 2016 года, хотя в предыдущие периоды рынок показывал рост в пределах от 9,5% до 32,2%.
«В натуральном выражении прирост объёма продаж на том же уровне 2,9%, что является успехом после провала 2016 года (за первые 9 месяцев 2016 года было приобретено на 12,5% меньше, чем за аналогичный период 2015 года). Таким образом, за 1-3 квартал 2017 года ёмкость сегмента составила 11,8 млн. упаковок презервативов, или 2 735,6 млн. рублей», - отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
Среди нелекарственного ассортимента аптек средства барьерной контрацепции занимают около 1,7% в объёме продаж парафармацевтических групп товаров. Технология производства презервативов постоянно совершенствуется, появляются новые производители, изменяется технологии и материалы, поэтому рынок средств барьерной контрацепции довольно разнообразен. В 2017 году в аптеки Российской Федерации поступило 414 наименования презервативов, продаваемые под 43 брендами и производимые 35 компаниями. Из них можно отметить успешных «новичков»: бренды Spring (реализация на 6 млн. руб.), Softex, Gartelle (по 800 тыс. руб.).
67% продаж аптек в натуральном выражении составляют средства барьерной контрацепции, выпускаемые в упаковке «№3». В стоимостном выражении лидирующее место занимает упаковка «№12», которая составляет 49% в структуре выручки аптек в категории средств барьерной контрацепции. Отметим, что в 2017 году выросла популярность упаковки «№1» с 5,6% до 9,1% в натуральном выражении, прирост продаж составил 68%.
За январь-сентябрь 2017 года в аптеках было приобретено 61,2 млн. штук презервативов, что на 3,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого 2016 года. При этом спад объемов продаж в натуральном выражении за 9 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года затронул только упаковки «№2», «№3», «№4».
Средневзвешенная цена одной упаковки презервативов в ценах продажи по итогам 2017 года составила 231 рубль, что соответствует цене 2016 года. При этом один презерватив обходится потребителю в среднем по 44,7 рубля. При рассмотрении цены на конкретные позиции можно отметить, что по 6 брендам из ТОП-10 наблюдается падение цен. В ТОП-10 брендов максимальное снижение цен коснулся бренда «Сенсекс» (один презерватив стал стоить на 9,5% дешевле), максимальный рост цен было отмечено только у бренда «Спарта» (+21,3%) и Masculan (+16,8%). Самый дешевый презерватив из ТОП-10 производится под брендом Viva – 14 руб., самый дорогой выпускается под маркой Play Boy - 76 рублей.
В январе-сентябре 2017 года состав четверки лидеров рынка барьерной контрацепции в стоимостном выражении остался неизменным, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Бесспорным лидером уже долгое время является бренд Contex, который по итогам девяти месяцы 2017 года занял 48,2% рынка, что на 11% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Рейтинг брендов по стоимостным объемам продаж, 9 месяцев 2017 г.
Рейтинг 9М 2016 | Рейтинг 9М 2017 | Бренд | Доля рынка, 9М 2017 | Прирост, 9М 2017г./ 2016 г., % |
1 | 1 | CONTEX | 48,2% | -11,0% |
2 | 2 | DUREX | 25,9% | 45,2% |
3 | 3 | VIZIT | 10,3% | -19,4% |
4 | 4 | SICO | 5,4% | -18,4% |
7 | 5 | PLAY BOY | 3,1% | 141,3% |
5 | 6 | VIVA | 3,0% | 54,7% |
10 | 7 | СПАРТА | 1,1% | 980,0% |
6 | 8 | СЕНСЕКС | 0,8% | -48,8% |
12 | 9 | MASCULAN | 0,7% | 868,0% |
8 | 10 | CONTROL | 0,4% | -7,9% |
Снижение продаж в денежном выражении коснулось также и презервативов марок Vizit (19,4%) и Sico (18,4%). В большей мере это связано с возвращением «утраченных» в 2016 году позиций Durex.
В середине июня 2016 года Росздравнадзор запретил продажу на территории Российской Федерации 11 видов продукции Durex из 13, так как они не были зарегистрированы в установленном порядке. Уже на следующий день после распоряжения надзирающих органов государственной власти о запрете продажи барьерной контрацепции, Durex внесла документы на регистрацию своих изделий. Благодаря этому с 22 сентября 2016 года на территории России допущены к обращению 8 торговых наименований Durex.
Отметим, что в июле-сентябре продажи Durex вышли на уровень «до запрета» - то есть 1,5 млн. штук презервативов в месяц. Это позволило компании нарастить оборот на 45% к 2016 году и занять уже 26% рынка.
Стоит отметить несколько брендов из ассортимента средств для барьерной контрацепции, предлагаемых аптеками, которые появились недавно, но уже смогли войти в ТОП-10. Бренд PlayBoy занял 5 строчку и оттеснить вниз бренд Viva, несмотря на значительный рост популярности (+54,7%). Бренд «Спарта» - марка презервативов, принадлежащая компании «Стиль фарма», - попал на 7 место, правда доля его пока незначительна и немного превышает 1%.А вот китайский бренд «Сенсекс», несмотря на попадание в рейтинг, уходит из аптек. Уже в 3 квартале отмечены только единичные продажи.
В рейтинге по количеству проданных презервативов также на первых местах лидеры стоимостных рейтингов. Состав рейтинга соответствует рейтингу по стоимостным объёмам.
Рейтинг брендов по количеству проданных презервативов, 9 месяцев 2017 г.
Рейтинг 9М 2016 | Рейтинг 9М 2017 | Бренд | Доля рынка, 9М 2017 | Прирост, 9М 2017г./ 2016 г., % | Цена за один презерватив, руб. |
1 | 1 | CONTEX | 46,0% | -7,3% | 46,8 |
3 | 2 | DUREX | 16,7% | 50,1% | 69,3 |
2 | 3 | VIZIT | 12,7% | -17,2% | 36,3 |
5 | 4 | VIVA | 9,7% | 40,1% | 13,7 |
4 | 5 | SICO | 5,8% | -26,6% | 41,5 |
6 | 6 | СЕНСЕКС | 1,9% | -43,4% | 18,2 |
7 | 7 | PLAY BOY | 1,8% | 142,4% | 76,0 |
11 | 8 | СПАРТА | 1,6% | 790,1% | 31,1 |
14 | 9 | MASCULAN | 0,7% | 354,4% | 44,3 |
8 | 10 | CONTROL | 0,5% | -26,0% | 37,6 |
Пресс-служба DSM Group