Основа здорового образа жизни – питание, движение и мышление – закладывается в детстве. И задача по формированию правильного отношения к своему здоровью лежит на окружении ребёнка. Какие усилия должны предприниматься в обществе, чтобы представители растущего поколения вели максимально здоровый образ жизни? Об этом говорят врачи, эксперты в области здравоохранения, образования, родители и сотрудники организаций, помогающих детям.
Сформировавшиеся в детстве привычки определяют дальнейшую жизнь человека. Поэтому очень важно еще в семье прививать стремление к здоровому образу жизни, поддерживать его в детском саду и школе. Составные части ЗОЖ – рациональное питания, занятия спортом, вакцинация, психологически здоровая среда — требуют совместных усилий и от родителей, и от государства. Тема воспитания здорового поколения стала одной из важнейших на III Форуме социальных инноваций регионов, который прошёл в июне этого года в Москве.
Школа – второй дом
Основы воспитания подрастающего поколения, безусловно, закладываются в семье, но большую часть времени дети всё же проводят в школах. И это не только учёба, но также спортивные и досуговые секции, задача которых – воспитать стремление к движению, развить силу воли и сформировать предпосылки к ведению здорового образа жизни в дальнейшем. Заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Павел Карпов рассказывает о том, как школа учит детей заботиться о здоровье сегодня:
«Здоровье – междисциплинарное понятие, оно не может быть уложено в отдельный предмет. Эта тематика затрагивается в самых разных дисциплинах, не только в рамках уроков, но и в целом, в жизни коллектива, в проектах для семьи. Это уже является элементом подготовки учителей в педвузах».
По его словам, в интеграторе московского образования – Московской электронной школе – сейчас более 25 тысяч сценариев уроков, посвящённых различным аспектам здоровья. Также ведётся просветительская работа со старшеклассниками. Кроме того, они сами имеют возможность проводить в начальных школах и детских садах «уроки здоровья», посвященные таким вопросам, как безопасное поведение в жару, организация правильного питания и т.д., пусть и под контролем педагогов. Важно, чтобы такая работа усиливалась, и школа становилась местом выработки мнений и обмена стратегиями, а не только их передачи в директивном ключе, считает Павел Карпов.
Важно! ВОЗ рекомендует каждому ребёнку 7-15 лет более 1 часа физической активности в день, при этом каждый подход должен продолжаться 10 минут. |
Сегодня учащиеся занимаются физкультурой не два, как раньше, а три раза в неделю, и третий урок часто посвящён неспецифическим урочным занятиям (шахматы, аэробика, игровой час). Это вносит элемент досуга в школьный образ жизни.
В последние годы в школах возрождается соревновательный элемент – появляются лиги и клубы по баскетболу, футболу, гандболу и другим видам спорта. Благодаря этому сегодня именно дети становятся пропагандистами спорта в семье и вводят в него родителей. Этому также способствует обязательное наличие стадионов и спортивных площадок на территории школ – своего рода «полюсов притяжения», куда люди могут прийти семьями.
Про питание
Пищевое поведение закладывается в детстве, и ребёнка с самого начала нужно кормить регулярно, соблюдая баланс по соотношению белков, жиров и углеводов. Врач-педиатр Фёдор Катасонов назвал типичные проблемы питания детей. Это нехватка способствующей пищеварению клетчатки (иногда продукты обогащают ею дополнительно), дефицит витамина D – его профилактический приём рекомендован до 3х лет без перерыва, после 3х – с перерывом на лето, а также йода и железа. Сегодня дети пьют слишком много сладких напитков (соки промышленного производства, газированные напитки), и по мнению врача, самый здоровый и полезный напиток для ребёнка – это вода.
В детских учреждениях программа питания составляется строго по ГОСТам, все блюда, безусловно, здоровые и полезные, но проблема всё равно есть: дети, чей вкус сегодня нередко бывает испорчен фастфудом и усилителями вкуса, не хотят есть слишком пресную еду. По словам председателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы Людмилы Мясниковой, сегодня любимыми блюдами школьников являются сосиски, пельмени и бутерброды, а что такое рагу, омлет, или запеканка, многие из них даже не знают.
У этой тенденции тревожные перспективы. ВОЗ в течение десяти лет проводила исследование распространенности детского ожирения в 40 странах мира, в ходе которого измерялись параметры более полумиллиона детей школьного возраста, проводился опрос родителей о привычках их самих и их детей, оценивалась школьная среда и качество школьного питания. Выяснилось, что за последние 8 лет детское ожирение выросло на 60% (в таких странах, как Грециия, Кипр, Мальта), но там, где принимались значительные усилия, оно снижается (Португалия). В России исследование проводилось только в Москве, но цифры настораживают: 27% мальчиков и 22% девочек имеют лишний вес, у 20% детей есть ожирение. Такие данные представил в своём докладе Иво Раковац, исполняющий обязанности руководителя программы по эпиднадзору неинфекционных заболеваний Европейского офиса Всемирной организации здравоохранения по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними. По его мнению, если не принять срочных мер прямо сейчас, верх возьмет тенденция к росту этих цифр. Факторами, провоцирующими детское ожирение, он назвал недостаток сна (ключевой момент в борьбе с лишним весом), поездки в школу на автомобилях родителей, отсутствие среды и возможностей для активных игр, а также маркетинговые стратегии по продвижению нездоровой еды для детей, являющихся очень восприимчивой аудиторией. Он призвал правительство к запрету на маркетинг и рекламу нездоровой еды, добавив, что ВОЗ разработала соответствующие проекты.
Без профилактики никуда
Для здоровья детей очень важна и профилактика болезней – своевременные прививки и регулярные медосмотры. По словам, Фёдора Катасонова, сегодня только 44% людей в России доверяет вакцинации, и это является скорее «пещерным и средневековым» показателем. Помимо улучшения Национального календаря вакцинации, необходимо вести просветительскую работу даже среди самих врачей, бороться с ложными медотводами и т.д.
Также эксперты единодушны во мнении, что воспитание здорового образа жизни у детей немыслимо без воспитания родителей. «Семья должна быть компетентна в этих вопросах», –считает Президент благотворительного фонда «Подари солнечный свет» Саниям Коваль. Особенно это важно, если ребёнок родился с патологией, например, недоношенным. Необходимо, чтобы для родителей проводились образовательные курсы в больницах и пренатальных центрах, иначе они оказываются один на один с проблемой.
Здоровая среда
Родителям вполне под силу повлиять на среду, в которой растут их дети. В первую очередь, минимизировать вред (курение в помещении, слишком сухой и тёплый воздух), переутомление и стресс, к которому приводят в том числе и излишние внешкольные занятия. И здесь необходимо вспомнить о такой важной составляющей, как психическое здоровье. Сталкиваясь с переменами подросткового возраста и возрастающей нагрузкой в школе, дети нередко испытывают отрицательные эмоции, порой доходящие до отчаяния. И здесь очень важно, чтобы у ребёнка был взрослый, к которому он мог бы обратиться со своей бедой. Утрата доверия детей очень опасна, так как у них ещё нет опыта переживания отчаяния, считает сооснователь программы «Учитель для России», основатель компании Odgers Berndtson Russia Фёдор Шеберстов. В России высокая статистика детских самоубийств – 3-5 место в мире. По данным Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ, основными причинами самоубийств у детей являются травля (буллинг) – 34,8% случаев, горе (смерть близкого, несчастная любовь и т.д.) – 47,8%, домашнее насилие – 17,4%.
И советы здесь самые простые – быть другом своему ребёнку, не унижать его, помнить, что психологическая обстановка не менее важна, чем школьные оценки.
Эксперты не обошли вниманием и еще одну проблему – цифровая зависимость. Сегодня такой диагноз официально признан ВОЗ. С одной стороны, дети рождаются в цифровую эпоху, но с другой – они должны быть осведомлены о преимуществах и опасностях цифровых устройств, уметь соблюдать баланс, говорит Иво Раковац. И здесь лучше бесконечных наставлений и запретов сработает личный родительский пример.