Здоровье детей в период активного роста особенно зависит от качества питания. Поэтому неустанно совершенствуются школьные и детсадовские меню. Но, как считает зав. лабораторией научных основ мониторинга питания обучающихся доктор медицинских наук, профессор Жанетта Горелова, проблема заключается в том, что мы хотим накормить здоровым питанием нездоровых детей.
Функциональные отклонения встречаются у учащихся 1–11 классов бессистемно, а их распространенность представляет волнообразную кривую, то увеличиваясь в каком-то возрастном периоде, то уменьшаясь. А вот распространенность хронических заболеваний растет постоянно — от начальных классов к выпускным.
В структуре функциональных отклонений преобладают заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, а также психические отклонения, в структуре хронических заболеваний основной пласт — проблемы пищеварительной системы. Из них среди мальчиков распространено ожирение и повышенный индекс массы тела, а среди девочек, наоборот, дефицит массы тела.
По мнению эксперта, такая ситуация связана с тем, что, во-первых, не везде соблюдается режим питания: в 62,8 % случаев школьники в России получают одноразовое горячее питание и лишь в 26,9 % — двухразовое горячее питание. А во-вторых, дети не всегда хотят есть то, что им предлагают в школьных столовых.
Согласно исследованиям, проведенным более чем в 200 московских школах, учащиеся отказываются от 22 % блюд, предлагаемых в столовой, и только 55 % блюд едят с удовольствием. К числу особо нелюбимых относятся манная каша, салат из морской капусты, щи из шпината, кабачковая икра, кисель.
Школьники, принявшие участие в опросе, отметили также, что они могут пропустить завтрак или обед в столовой, потому что им не хватает времени на большой перемене, нет денег, они не умеют или не знают, как правильно есть то или иное блюдо. 7 % учащихся не едят принесенную с собой еду, так как считают это некрасивым по отношению к друзьям. И практически все школьники за пределами учебного заведения употребляют нездоровую пищу: чипсы, конфеты, газированные напитки, булочки и кондитерские изделия, фастфуд.
Департамент образования совместно с Роспотребнадзором и Министерством здравоохранения подготовили два варианта нового школьного меню, разработанного с учетом предпочтений детей. Это меню отвечает физиологическим потребностям и современным особенностям питания детей и рассчитано на возрастные группы от 7 до 11 лет и от 12 до 18 лет. Из него полностью исключили те блюда, которые школьники не едят. Те блюда, которые дети употребляют охотно, но не съедают порцию целиком, включены в меню со снижением веса порции. «Восполнение количества необходимых пищевых веществ происходит за счет добавления в рацион других пищевых продуктов, например, при уменьшении выхода «каши молочной» со 150 до 100 грамм на завтрак добавляется сырник из творога, блинчик, творожок или сыр», — отмечает эксперт.
Неизменным остается та часть меню, блюда из которой дети любят и едят с удовольствием. Туда входят школьная пицца, мясной плов, картофельное пюре, овощной винегрет, макароны с сыром, борщ и другие (всего 87 наименований).
Предлагается также включить в меню блюда, знакомые детям вне школы. Это, например, наггетсы, салат «Цезарь», сэндвичи, маффины. «Эти блюда обладают привлекательным для детей сочетанием продуктов, необычным для школьной столовой названием, однако в рецептурах используются только те продукты, которые разрешены в питании детей от 7 до 18 лет», — говорит профессор.
Такое меню уже апробировано в нескольких московских школах и получило высокую оценку учащихся.
Тем не менее, модернизация меню — это только часть работы по улучшению питания школьников. Планируется обучать родителей и учителей основам здорового питания, а также расширить школьное меню до школьно-семейного питания, то есть предлагать родителям готовить на завтрак и ужин блюда по разработанной рецептуре. «Питание должно быть сбалансированным в течение суток. И то, что недополучил ребенок в школе, должны восполнить дома родители», — добавляет Жанетта Горелова.
Существуют и другие проблемы, о которых не упоминалось в исследовании, — это несоблюдение рекомендаций по приготовлению блюд, тендерная система организации школьного питания, которая до сих пор вызывает множество споров, невозможность уследить за школьниками за пределами учебного заведения и ограничить потребление вредных продуктов. Поэтому насколько реально внедрение нового меню в школах России — вопрос открытый.