Люди всегда отрицательно относятся к любым нововведениям и запретам, а в условиях стресса, связанного с тяжелым заболеванием практически невозможно отказаться от курения. Когда больному человеку говорят о том, что он жил неправильно и нанес вред своему здоровью курением, алкоголем, не здоровым образом жизни ответом выступают такие защитные механизмы как отрицание, вымещение, желание переложить вину на окружающих, игнорирование и избегание неприятной информации. Естественной реакцией становится агрессия в отношении тех, кто учит. Сложно и тяжело для психики заболевшего принять на себя ответственность за свое состояние. Стресс вызванный психологическим давлением соматизируется пациентом, возникает необходимость в дополнительной медицинской помощи, сообщает портал РАМН.
Особенно остро этот вопрос стоит среди пациентов онкологических диспансеров, вследствие отсутствия специализированной психологической помощи, недостатка программ социально-психологического сопровождения, а также изучения проблем организации, влияния психологической помощи со стороны среднего медицинского персонала, что в свою очередь, сказывается на качестве и продолжительности жизни онкологических больных.
Чтобы оценить качество и эффективность профилактических бесед и бесед о здоровом образе жизни среди пациентов с онкологическими заболеваниями, а также выявить необходимость психологической помощи в онкологических стационарах, нами было проведено исследование на базе Новокузнецкого онкологического диспансера. Целью исследования явилось изучение потребности в просветительной, профилактической работе среди пациентов с онкологической патологией разной локализации и стадии развития, необходимости и эффективности проведения бесед о здоровом образе жизни в существующем формате, необходимости психологической службы в онкологических диспансерах.
Выборку исследования составили пациенты ГБУЗ НКОД, отделения торакальной, общей хирургии, отделения химиотерапии в количестве 70 человек.Были использованы следующие методы:
1) Теоретические методы: изучение и анализ научной литературы
2) Эмпирические методы: анкетирование, беседа, наблюдение.
3) Статистические методы: математическая обработка результатов в программе SPSS 19.
Учитывая современные концепции психологии здоровья (В.А. Ананьев, Г.С. Никифоров), программы социальной работы с населением по профилактике здорового образа жизни, для реализации цели нами была разработана анкета, включающая в себя как открытые, так и закрытые ответы. По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы. 66% респондентов не удовлетворены качеством и объемом предоставляемой информации, 54% пациентов не интересуют предлагаемые темы беседы, 92% пациентов хотят получать ответы на интересующие их вопросы своевременно. Беседы о вреде курения, алкоголя, о здоровом образе жизни вызывают раздражение у 28% испытуемых, неприятие у 54%, равнодушие испытывают 60% респондентов. У 88% пациентов возникает ощущение бессмысленности, бесполезности бесед и лишь 36% проявляют интерес к беседам. 100% респондентов согласны, что нужно изменить формат и переформулировать темы бесед. Помимо предложенных нами тем в анкете, испытуемые предложили свои варианты бесед, которые могли бы их заинтересовать это – «Интересная физкультура», «Полезные и вкусные продукты», «А я смогу бросить курить?», «Почему я курю?», «Улучшение качества жизни в условиях болезни». 92% респондентов считают, что беседы должен проводить специалист – психолог, способный грамотно предоставить информацию, показать преимущества, мотивировать на здоровье, борьбу с болезнью. 88% испытуемых нуждаются в психологической помощи, поддержке и обратились бы за консультацией к психологу, при наличии такового в онкологическом диспансере. Пациентами были названы различные варианты психологической помощи, которую они хотели бы получить, среди них такие как: понятие проблемы и способы ее решения –34% пациентов, преодоление болезни – 46%, адаптация в быту –50% испытуемых, настрой на выздоровление, снятие стресса, депрессии, повышение самооценки, консультирование – 72%, моральная поддержка –100% респондентов. Респонденты считают необходимым получать наглядную, интересующую их информацию на стендах учреждения. В анкете было предложено организовать стенд «Уголок психолога» где будут следующие рубрики – «вопрос –ответ» (для осуществления обратной связи с пациентами), «помогите», «как с этим жить? «телефон доверия» а также дать свои варианты рубрик. 100% пациентов ответили утвердительно по этому пункту и предложили свои варианты, которые касались вопросов о заболевании, питании, физической нагрузке, проведении досуга и творчестве.
88% пациентов утвердительно ответили на вопрос о необходимости психолога в онкологическом диспансере, 78% пациентов готовы воспользоваться телефоном доверия.
В ходе проведения бесед и наблюдения нами были сделаны следующие выводы. Большинство пациентов предоставлены сами себе. У медицинского персонала, в силу большой нагрузки, не хватает времени на беседы и поддержку пациентов. Информация, предоставляемая сотрудниками диспансера представляется им скудной, небольшого объема, не интересной, вызывающей раздражение. Многие пациенты говорят о том, что заболели несмотря на то, что не курили и вели здоровый образ жизни и поэтому считают профилактические беседы бесполезными. Люди испытывают раздражение от недостатка информации о заболевании.Большинство пациентов считают необходимой психологическую помощь и поддержку и хотели бы посещать психолога. При объяснении сути анкетирования оживлены, любопытны, заинтересованы, задают много вопросов, воспринимают общение с ними как заинтересованность здоровьем каждого из них лично. В результате проведения бесед установлено, что психологическая помощь и консультирование в стационаре необходимы.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, медицинский работник должен в первую очередь, сам проникнуться философией здоровья для того, чтобы формировать у людей мотивацию на борьбу с вредными привычками и здоровый образ жизни, что является проблематичным, учитывая большую загруженность медицинского персонала и отсутствие психологических служб.Процесс просвещения – это активный процесс, предполагающий участие пациента. Необходимо максимально информировать пациента любого возраста, пола, национальности, социального и экономического положения, пациент должен хорошо понимать взаимосвязь между своим поведением и здоровьем.
Пациент приходит в кабинет врача, чтобы излечиться. Изменить все поведение коренным образом сразу – непосильная задача для многих. Важно определить приоритеты, а психолог может помочь найти причины зависимости, обозначить проблемы и возможные пути их решения.
Создание психологических лабораторий в онкологических диспансерах позволит усовершенствовать меры профилактической работы с пациентами стационара, разработать обучающие программы для адаптации пациентов вне условий стационара.Программа обучения пациентов должна быть гибкой, адаптированной к его индивидуальным потребностям.
В обучении пациентов необходимо основываться на том, что люди предпочитают получать информацию о профилактике и факторах риска именно из бесед с медицинскими работниками. Но из-за существующих ныне проблем в здравоохранении, из-за определенной подачи, навязывания этой информации и превосходствующей позиции медиков, у пациентов не остается другого выбора, как обратиться к интернету, средствам массовой информации, книгам.Процесс просвещения пациента должен содержать не только пополнение знаний, но и конкретный план изменений и цели. Работа психолога, обучение пациентов, консультирование, подключение службы телефона доверия являются основой для качественной дальнейшей жизни пациента.