Проказа во времена Средневековья считалась страшным бедствием, синонимом смерти, из-за которой умирали миллионы людей. Лишь в 1873 году норвежскому врачу-эпидемиологу Герхарду Хансену удалось установить, что возбудителем лепры является бактерия Mycobacterium leprae. А через шесть лет у коллеги первооткрывателя – Альберта Нейссера – получилось извлечь коварную бактерию из организма заболевшего. Благодаря этому науке в конечном итоге удалось взять верх над проказой.

Однако сегодня мы расскажем совсем о другом человеке – о простом священнике Дамиане де Вестере. Он ценой своей жизни одержал победу над страшным недугом, изгнав проказу из целого государства. Имя его навсегда вписано в историю.

Край Света

Бельгийский город Брабант. Здесь в 1840 году появился на свет младенец, названный Иосифом де Вестером. Он был седьмым ребенком в зажиточной семье торговца зерном. Окончив школу в небольшом городе Брейн-ле-Комте, Иосиф стал членом католической конгрегации «Святейшие Сердца Иисуса и Марии», расположенной в Левене. Там Иосиф встал на монашеский путь, приняв имя Дамиан. Он не учился в семинарии, плохо был знаком с латынью. Все это вместе с юношеской непоседливостью помешало ему продвинуться в карьере священнослужителя. Получение собственного прихода было маловероятным. Единственный шанс – стать миссионером где-нибудь на краю земли.

К восторгу Иосифа-Дамиана возможность эта неожиданно появилась – требовался священник на Гавайях. 21 мая 1864 года его рукоположили – уже на островах. Приходом молодого священника стал Северный Кохала.

«Кладбище живых»

Говорят, что в то время Гавайи считались самым зловредным рассадником тяжелейших недугов на всем земном шаре. Сифилис истязал каждого второго. От тифа и инфлюэнцы, оспы и холеры уходили из жизни тоже через одного. Но основным бичом считалась проказа.

Королевством Гавайи правил в те годы Камехамеха V – весьма деятельная личность. Под монаршей десницей была введена новая конституция, запрещен ввоз на территорию островного государства алкоголя, построен внушительный собор, создана почта и армия. Усилиями этого монарха началась и борьба с болезнями и распространением инфекций. В частности, Камехамехой был издан указ о борьбе с проказой (1865 г.). Опираясь на монаршую волю, на острове Молокаи чиновники создали отдельную колонию-лепрозорий Калаупапа, сгоняя туда всех заболевших. Основное население Молокаи было отделено от колонии высокой грядой холмов.

Полицейские силой сгоняли заподозренных в заболевании в спецприемник, где дальнейшая их судьба решалась уже по воле врачей. Поставят диагноз «проказа», следующим пунктом прибытия уже будет «кладбище живых». Но до отъезда «в смерть» требовалось закончить дела мирские: решить судьбу детей; написать завещание, распорядившись имуществом, если таковое имелось.

Заболевших родственники скрывали от полиции, переезжали в отдаленные деревушки. Часто целыми семьями пытались укрыться в кратерах уснувших вулканов. Бывали случаи и оказания вооруженного сопротивления полицейским.

Основной проблемой «кладбища живых» была неспособность больных самостоятельно прокормиться. Здоровые же гавайцы ехать в колонию на работу наотрез отказывались. Потому прокаженные были лишены и медицинской помощи. Не приходилось говорить о социальных правах – сбежавших водворяли назад. А еще хуже – население их линчевало. Существовала колония, как свалка погибающих – без кладбищ и церквей, без какой–либо администрации.

В начале «кладбищенского проекта» королевские службы снабжали прокаженных едой. Однако постепенно о них забыли. Вновь приезжающих больных поселенцы сразу же предупреждали о главном принципе существования «кладбища живых»: об отсутствии каких бы то ни было законов…

Взгляды апостольского викария на Гавайских островах – Луи Дэзирэ Мегрэ – были весьма жесткими. По его мнению, люди, заразившиеся проказой, были неугодны Господу. Но однажды он все-таки смилостивился и кинул клич среди подчиненных ему священнослужителей: нужен доброволец для жизни и служения среди «одержимых проказой». Иосиф-Дамиан был единственный, кто откликнулся. В мае 1873 года, вооружившись молитвенником и небольшим распятием, священник появился в Колонии прокаженных. Паства его состояла из 816 больных людей. Поначалу он осматривался: не имея крыши над головой, спал под деревом, а плоская скала служила ему «трапезной». Но наступил момент, и Дамиан принялся за работу.

Храм положил начало

Сначала паствой Дамиана была построена деревянная церковь. Потом взамен ямы для умерших поселенцы обустроили кладбищенский участок. Следом была основана школа, где преподавали Дамиан и образованные больные. Дальше – больше: начали работать сельскохозяйственные фермы, были обустроены складские помещения, открылся магазин. Под руководством священника организовали несколько братств, появились общественные организации, начала принимать пациентов больница. Дамиану удалось наладить снабжение колонии лекарствами и одеждой, всем необходимым для того, чтобы сделать жизнь прокаженных хоть немного более цивилизованной.

Проектировщик, архитектор, землекоп, каменщик, плотник и, при необходимости, любой другой мастер – во всех этих качествах трудился отец Дамиан. Стол у поселенцев был один для всех: вместе с прокаженными священник питался «поем» (мучной похлебкой с мясом) – макал руку, как и прокаженные, в общую посудину. Он пил из чашек, которые давали ему больные, не отказывался одолжить свою трубку, если обращались с просьбой. Часто играл с детьми, обожавшими его и виснувшими на нем гроздьями.

Благодаря неимоверным усилиям Дамиана вновь прибывающие в поселение прокаженные оказывались уже не в чудовищных условиях, где через месяц могли буквально умереть от голода. Больных встречала деревня, где была четкая инфраструктура: организована связь, школы, медицинские учреждения. Были построены не только дороги, но даже маленький порт. Вездесущему и, казалось, неутомимому Дамиану удалось построить водопровод. А ведь это «чудо цивилизации» гавайцам в то время было вообще неведомо.

Болезнь

Но пришел декабрь 1884 года. Принимая ванну, священник понял, что и его не миновала проказа: опустив ногу в чересчур горячую воду, он вообще не ощутил температуры...

В это время поселенцы колонии прокаженных жили уже не в жалких хижинах, а в крепких деревянных и каменных домах. Их уровень жизни был, чуть ли не выше, чем у населения остальной части Гавайев. Известность же Дамиана разнеслась по всему миру.

Прослышав о гавайском священнике, в поселение прокаженных приехал знаменитый врач – японец Масанао Гото. Его специальностью были заразные болезни. Самоотверженность Дамиана так впечатлила японца, что Молокаи стали его домом до конца жизни. Священник и врач стали близкими друзьями. Гото же впоследствии внес неоценимый вклад в создание терапии для прокаженных.

Однако, как ни странно, некоторые люди не выносили Дамиана. Например, в ответ на его многочисленные просьбы в 1881 году в колонию был прислан на помощь еще один священнослужитель. Будучи рядом с Дамианом, он вошел в историю, но… как активный доносчик. Все его многочисленные опусы сводились к тому, что Дамиан, возгордившийся и почитающий себя едва ли не Господом Богом, представляет серьезную опасность для Великого Рима.

Особой активностью отмечены предсмертные годы отца Дамиана. Существование колонии буквально подпитывалось его неукротимой энергией. В 1886 году помогать знаменитому подвижнику приехало несколько волонтеров.

Постепенно священник все более и более слабел – болезнь брала свое. 23 марта 1889 года у Дамиана не стало сил подняться с кровати. Через неделю состоялась официальная передача его обязанностей помощникам. Соборовали отца Дамиана 2 апреля. 15 апреля он ушел в мир иной. Похоронен Дамиан под старым и величественным панадоном – деревом, которое вместе с великим подвижником вошло в легенду: священник, прибыв в колонию, молился под ним в первую ночь.

Память

В столице Гавайев – Гонолулу – пастырю прокаженных установили памятник. Но в 1936 году бельгийское правительство потребовало эксгумировать тело священника и перевезти на родину – в Левен, в окрестностях которого он начинал свою жизнь. Но это не последнее приключение останков Иосифа де Вестера. В 1995 году теперь уже гавайское правительство заявило свои права на отца Дамиана и получило фрагмент его правой руки, чтобы захоронить в могиле под старым панадоном, что на острове Молокаи.

Католическая церковь канонизировала отца Дамиана 11 октября 2009 года, и с тех пор Святого Дамиана почитают как покровителя не только прокаженных, но и страдающих от ВИЧ или СПИДа. Кроме того, он считается небесным защитником 50-го штата США, Гавайев.

Став американским штатом, Гавайи получили право установить в Капитолии статуи двух наиболее значимых в их истории личностей. Был проведен референдум. Выбор гавайцев пал на короля Камехамеха V и пастыря прокаженных – Дамиана де Вестера. В Бельгии подвижника официально признали величайшим сыном страны. О нем снимают фильмы, пишут книги.

Он же — просто спасал людей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter