Авиценна (оригинальное имя – Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина) появился на свет в селе Афшана близ Бухары 16 августа 980 года. С ранних лет мальчик поражал окружающих своей тягой к знаниям. Никто не сомневался, что у этого ребенка – великое будущее! Потрясающая работоспособность и отличная память позволили Авиценне к 10 годам выучить наизусть весь Коран. А в 12 лет он уже давал взрослым вполне квалифицированные советы, помогая им принять верное решение, причем стал известен не только познаниями в науках – как гуманитарных, так и естественного плана, но и житейской мудростью. Химия и физика, литература и философия, математика и логика, медицина и астрономия – вот лишь часть интересов юного ученого.

Когда юноше исполнилось 16, ему предложили лечить эмира Бухары, которому не мог помочь ни один врач. И это событие определило весь дальнейший жизненный пусть Авиценны. К всеобщему удивлению, эмир поправился! А Авиценна получил самую дорогую для себя награду – ему разрешили пользоваться дворцовой библиотекой, которая, как писал он впоследствии, открыла ему «ворота в глубины знания».

Юный ученый уже к 20 годам снискал немалую известность, у него появились свои ученики, многие из которых были намного его старше. Он пишет собственные труды, среди которых – большой медицинский словарь.

Прошло еще несколько лет, и над головой Авиценны сгустились тучи. Библиотека эмира, в которой по-прежнему мудрец проводил большую часть времени, сгорела в огне во время нападения на город кочевников. Бухара была разграблена, оставаться там стало небезопасно. В 1002 году Авиценна отправился в Хорезм – местный правитель оказывал покровительство ученым и врачам. Его приняли благосклонно, предоставив кров и средства на жизнь. Авиценна возобновил свою научную деятельность: ставил физические и химические опыты, проводил наблюдения за движениями небесных тел. Много времени уделял он изучению анатомии, подвергаясь при этом немалому риску: устройство человеческого тела можно было узнать, только вскрывая трупы, а за подобные манипуляции в те времена полагалась смертная казнь.

Судьба хранила ученого до 1008 года, когда султан Махмуд Газневи, правитель соседнего государства, решил сделать Авиценну своим придворным врачом. Казалось бы, лестное предложение, но мало кому удавалось надолго задержаться на службе у капризного и жестокого султана, который то и дело устраивал казни кого-то из приближенных. Авиценне пришлось бежать из Хорезма – так для него начался длительный период скитаний.

В течение нескольких лет Авиценна не имел постоянного дома и часто не знал, где будет ночевать после длительного дневного перехода. Ему пришлось называться чужим именем и зарабатывать себе на пропитание, оказывая врачебную помощь жителям небольших городов и поселений, затерянных среди пустынь Аравийской земли. Иногда он находил приют в доме у местного правителя, с успехом излечив от недуга кого-то из членов его семьи. Но надолго задерживаться на одном месте Авиценна не мог: мстительный султан Газневи обещал солидное вознаграждение тому, кто выдаст местонахождение врача, и даже разослал по городам и селениям подробное описание его внешности. Но даже в таких условиях Авиценна продолжал продуктивно работать. За несколько лет им было написано более десятка книг!

Наконец, в 1016 году, ученому улыбнулась удача – он получил достаточно средств на научные изыскания и мог жить и работать, не скрываясь. Авиценна остановился в столице небольшого государства Хаманаде. Там сделался главным придворным врачом, а затем занял должность везиря местного правителя. Не сказать, чтобы его служба была спокойной – впрочем, для того времени события развивались по обычному сценарию. Трон правителя шатался – то и дело восставали крупные военачальники, желавшие захватить власть. Несколько раз Авиценна был на краю гибели во время попытки дворцового переворота. А после смерти правителя многие его приближенные, в том числе и придворный врач, были посажены в тюрьму, где провели несколько месяцев...

И все же годы, проведенные в Хаманаде, были прекрасным временем. Все свободные от службы часы Авиценна тратил на работу над главным научным трудом своей жизни – книгой «Канон врачебной науки». Книга состояла из пяти томов и была призвана систематизировать все знания, накопленные медиками того времени. Между первым и последним томом прошло более десяти лет кропотливейшего труда!

О последних годах жизни Авиценны известно не так много. Считается, что умер он в городе Хамадан 18 июня 1037 года. Согласно другим источникам, смерть его произошла в путешествии: свое завещание Авиценна продиктовал кому-то из спутников. Имущество великий ученый велел раздать беднякам, а слуг отпустить на волю. Его жизнь оказалась не слишком длинной – всего 57 лет, но скольким людям он помог продлить свой земной срок!

Ученого похоронили в мавзолее. Идут годы, сменяются династии, появляются и исчезают целые государства, а к могиле Авиценны идут и идут люди. Ученики, почитатели таланта мудреца и, конечно же, страждущие. Многие из них уверены, что одно прикосновение к могиле Авиценны может их исцелить. В 1954 году во многих странах отмечали 1000 лет со дня рождения великого врачевателя, а в иранском городе Хамадане состоялось открытие нового мавзолея Авиценны.

Научное наследие, оставленное Авиценной, огромно и поистине бесценно. Из тех произведений, которые нам известны, самым главным и обширным безусловно остается «Канон врачебной науки». По сути, это – энциклопедия, охватывающая всю совокупность медицинских знаний того времени. Тут и способы постановки диагноза, и указания на побочные действия препаратов, и методы профилактики... Как нужно хранить лекарства, как учитывать особенности их взаимодействия, как обеспечить уход за больным... Приводятся даже исследования, удивительно напоминающие современные клинические испытания препаратов.

Первый том пятитомного «Канона врачебной науки» посвящен теории медицины, диагностике, физиологии и анатомии, содержит некоторые рекомендации, касающиеся хирургии. Там же описано множество острых и хронических заболеваний вместе со способами их лечения. Во втором томе собрано около 800 несложных рецептов, по которым можно приготовить лекарства. Способам лечения конкретных заболеваний посвящены третий и четвертый тома. В частности, содержится много рекомендаций по хирургическим манипуляциям при различных переломах – конечностей, челюсти, ребер, ключицы. В пятом томе Авиценна вновь возвращается к рецептам лекарств. На этот раз он приводит сложные составы, включающие порой до 37 компонентов.

Выдвинутые Авиценной три правила использования лекарств представляют интерес не только для врачей, но и для философов. «Выбор лекарства по качеству» - гласит первое правило. Надо отметить, что средневековые врачи считали необходимым «лечить противоположным» любое заболевание. Например, если у пациента жар, следует применить средство с холодной натурой и так далее.

«Выбор лекарства по количеству» - правило второе. Речь идет о строгом дозировании любого препарата, для чего Авиценна предлагает учитывать индивидуальные характеристики больного (рост, возраст, пол и т.п.), а также опираться на опыт врача, в практике которого уже были подобные случаи.

«Определение того, с какой стороны доходит лекарство» - третье правило. То есть нужно вводить средство через клизму, если поражены нижние отделы кишечника, и давать его через питье, если страдают верхние. К этому же правилу относится выбор нужной формы, в которой лекарство дается больному. В одних случаях снадобье надо рассасывать во рту, в других – растворять в воде и пить. Авиценна также обращает внимание на важность выбора и соблюдения режима приема лекарств.

Опираясь в своих изысканиях на труды ученых древности, Авиценна во многих областях медицины стал первопроходцем. Так, одним из первых он предположил, что возбудителями болезней являются мельчайшие создания, которых невозможно увидеть глазом. До него никто не рассматривал оспу, как заразную инфекцию, не обращал внимания на необходимость изоляции больного. Авиценна описал симптомы проказы, выявил различия между чумой и холерой. Обращаясь к его наблюдениям, врачи стали диагностировать и лечить менингит, желтуху, язву желудка. Окулисты получили в свое распоряжение описание строения глаза – до Авиценны считалось, что глаз, как источник света, испускает особые лучи: они отражаются от предметов и создают изображение в органах зрения.

Возможно, до сих пор остались недооцененными детальные описания разных видов пульса, составленные Авиценной. А ведь именно по пульсу великий врачеватель мог безошибочно распознать множество болезней. «Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двух ударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный. Пульс бывает также мягкий, напряженный нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой».

Одного «Канона» было бы достаточно, чтобы прославить в веках имя его автора. Но Авиценна создал и множество других произведений. В своих трудах по философии он спорил с современными ему религиозными взглядами, провозглашая объективное существование и бесконечность материи.

В книгах, посвященных вопросам географии, геологии и геодезии, Авиценна объясняет, как образуется тот или иной рельеф местности, говорит о причинах землетрясений, солнечных и лунных затмений, раскрывает природу радуги и света. Ученый недаром считается одним из основоположников химии. Многие предположения, высказанные Авиценной, позже были сформулированы как фундаментальные законы этой науки, а поставленные им опыты считаются классическими. Одним из первых Авиценна высмеял поиски философского камня, которыми увлекались многие современные ему ученые.

Мудрец не обошел своим вниманием и вопросы воспитания подрастающего поколения. Во многих своих трудах он пишет, что работать над характером ребенка надо начинать с раннего детства, причем приводит целую систему приемов такой педагогической работы. Авиценна подчеркивает важность личности учителя – только высоконравственным профессионалам можно доверить воспитание учеников.

Картина будет не полной, если не упомянуть, что Авиценна широко известен как талантливый поэт. До нас дошли несколько прекрасных поэм, принадлежащих его перу.

Остается только пожалеть, что до нашего времени дошло только около половины трудов великого Авиценны – другая половина навсегда утрачена. Кто знает, какие еще сокровища мудрости там содержались!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter