Как  чуду, мир изумлялся силе женской любви, величию женской души. Многочисленные летописи рассказывают нам  о наших соотечественницах, умевших распознавать недуги, избавлять от них заболевших. В одной из них сказано о внучке киевского князя Владимира Мономаха Евпраксии. Она усердно изучала народную медицину, собирала лекарственные травы, написала научно-медицинский трактат, лечила  и приближенных князя, и простой люд. Народ прозвал ее Добродеей.
Официально применение труда женщин в российских госпиталях было впервые разрешено еще во времена Петра I - в «Уставе воинском», изданном в 1717 г., в разделе о полевом лазарете указывалось на необходимость привлекать в помощь больничным работникам женщин. За чуткое, бескорыстное отношение сестричек к раненым и недужным, за ласку, внимание, заботу и терпение стали их называть милосердными сестрами.

Профессиональной их подготовкой занялись  1844 г.  В Петербурге для них была открыта сестринская медицинская школа.Период Крымской кампании  1853-1856 гг., когда женщин впервые официально привлекли к уходу за ранеными, был отмечен самоотверженным трудом воспитанниц знаменитой Крестовоздвиженской общины, основанной в 1854 г.
У истоков ее создания находился выдающий отечественный хирург Николай Иванович Пирогов. Он настоял, чтобы в конце ноября 1854 г. 120 сестер этой общины направили в Крым на поле брани  для помощи в госпиталях и медицинских пунктах под его непосредственное руководство.
Самоотверженно, не щадя себя, бок о бок с докторами работали девушки, нередко на поле боя. Ни тиф, ни холера – ничто не могло сломить упорства милосердных сестер.  В солдатских сапогах, утопая в грязи, обходили они одну за другой намокшие палатки и, стоя на коленях, перевязывали, поили и кормили раненых. А их поступало до трех тысяч ежедневно. С благодарностью смотрели раненые на сестер и, порой из последних сил, шептали им самые задушевные слова признательности.
Имена первых -Екатерина Бакунина и Матрена Голубцова, Екатерина Хитрово и Мария Глебова, Екатерина Будберг и Мария Григорьева, Елизавета Кравцова и Мария Алексеева, Александра Травина и Мария Кутузова, Варвара Щедрина. Они  и многие другие навсегда останутся в нашей памяти. Даша Севастопольская – ее имя стало поистине легендарным .
Сирота, дочка оставшегося в морской пучине Синопа матроса.  С 15 лет она зарабатывала себе на жизнь стиркой солдатского белья. Ежедневно она видела, как страдают от ужасных мук раненые солдаты. И она решила, что должна помочь им. 

Переодевшись в матросский костюм и отрезав косы,  девушка стала похожа на маримана-добровольца. Она загружает в телегу ветошь, корпию,  уксус  и следует за российской армией. На берегу реки Альмы  она из подручных средств оборудует  подобие перевязочного пункта и начинает оказывать помощь раненым.  Одни приходят сами, других приносят. Солдаты изнурены, истекают кровью...  Следующим утром Даша была известна по всей севастопольской округе. И уже не нужна «обманная» матроска – позволены женское платье и неустанная работа сутками. Дашины руки востребованы  на перевязочном пункте,  в госпитале. Бывает, что ее берут ассистировать  на операции.
Пирогов рассказывал о ней, как о «знаменитой и прославленной Дарье». Всю одиннадцатимесячную осаду  Дарья пробыла в Севастополе бок о бок с великим хирургом. По окончании военных действий девушке вручили серебряную медаль и денежное пособие – за отвагу и героизм.

В свое время, перед отбытием сестринского отряда из столицы, злые языки в открытую заявляли, что «в армию едет разврат». Севастопольские же бастионы и траншеи  увидели от сестер милосердия свершение высокого подвига служения людям.

Анализируя события военных лет  Пирогов  каждый раз говорил  об огромной «технической помощи», оказанной медсестрами, и их неизмеримом нравственном влиянии. В спорах с великой княгиней, предполагавшей придать Крестовоздвиженской общине формально-религиозное направление, создать нечто вроде религиозного ордена, Н.И.Пирогов подтверждал мысль об истинно нравственном характере учреждения -  деятельном и самоотверженном человеколюбии. Он глубоко чувствовал и решительно укоренял глубокий моральный смысл этих понятий – медицина и сестра.
В рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в мае» - автор – участник обороны города, как бы в противовес слащавым и высокопарным фразам, высказываемым газетчиками в адрес сестер милосердия, посвятил им всего несколько строк, но сумел сказать нечто самое важное:
«Сестры со спокойными лицами и с выражение не того пустого женского болезненно-слезливого сострадания, а деятельного практического участия, то там, то сям, шагая через раненых, с лекарством, с водой, бинтами, корпией, мелькали между окровавленными шинелями и рубахами».
Российские милосердные сестры послужили примером и для стана противника.  Медицинская бригада Крестовоздвиженской общины добралась до Крыма в ноябре 1854 г. А в начале следующего среди английских войск появилась активная англичанка Флоренс Найтингейл с группой своих соотечественниц.
Эта девушка происходила из знатной английской семьи, получила блестящее образование, но избрала  профессию медсестры, несмотря на то, что в те времена эта профессия не котировалась в высших  сферах Великобритании.
Флоренс приехала на крымский театр военных действий с отрядом медсестер. Они энергично взялись  организовывать солдатские бани, прачечные и больничные кухни.  Деятельность англичанки и ее сподвижниц  способствовала заметному снижению смертности в британских войсках.
Благородную миссию английской сестры  высоко оценили во всем мире. О ней писали в газетах. Лонгфелло, автор знаменитой «Песни о Гайавате», посвятил ей поэму – «Святая Филомена». Имя Флоренс Найтингейл стало считаться символом международного милосердия. На конференциях Красного Креста в 1912, 1934, 1952 гг. была учреждена и регламентирована специальная награда для медсестер и добровольных санитарок Красного Креста, отличившихся на своем гуманном поприще.
Зарубежные историки называют Ф.Найтингейл инициатором и первооткрывателем оказания организованной помощи раненым сестрами милосердия на поле брани. Отдавая должное высокогуманной деятельности Флоренс, которой она посвятила  свою жизнь без остатка, следует уточнить, что движение сестер милосердия, прежде всего, связано с именем выдающегося отечественного хирурга Н.И.Пирогова. Ведь это он инициировал создание Общины сестер милосердия, им были разработаны основополагающие пункты их работы в полевых условиях. Именно Н.И.Пирогову удалось преодолеть косность и недопонимание чинов правительства царской России, добиться активной работы Общины на полях сражений Крыма.
Заботясь о рядовых сестрах Крестовоздвиженской общины, которые задолго до англичанки пришли на помощь раненым и больным и положили начало гуманному движению, охватившему все страны мира, Н.И. Пирогов писал в «Севастопольских письмах и воспоминаниях»:
«В октябре 1854 г. Крестовоздвиженская община получила высочайшее соизволение, а в ноябре того же года она находилась уже на театре войны в полной деятельности. О мисс Найтингейл и о ее высокой души дамах мы в первый раз услышали только в начале 1855 г. ...Мы, русские, не должны дозволять никому переделывать до такой степени историческую истину. Мы имеем долг истребовать пальму первенства в деле столь благословенном и ныне всеми принятом».
История военных конфликтов, происшедших в истекшие, почти два столетия, показала дальновидность Н.И. Пирогова, выступившего с инициативой привлечь  женщин  в ряды медсестер для оказания помощи раненым на полях сражений и в госпиталях.
И с тех самых дней, когда над ранеными склонялись пироговские воспитанницы, а  «леди со светильником» - Флоренс Найтингейл  обходила ночами палатки со своими недужными подопечными  звучит мольба: «Помоги, сестрица...»
Какими бы путями ни шла с тех пор медицина, простые эти слова оставались паролем человечности и сострадания.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter