Роды — процесс естественный, природный. Но от этого он не становится более предсказуемым: осложнения могут возникнуть на любом его этапе. Облегчить страдания роженицы, сохранить ее жизнь и здоровье, обеспечить благополучное появление на свет младенца — вот задачи, которые ставили перед собой акушеры с глубокой древности.


Скорее всего, на заре появления человека как вида никакого сопровождения родов не существовало. Разрешавшиеся от бремени женщины справлялись сами, перекусывая пуповину, как это делают самки животных. Во всяком случае, в некоторых туземных племенах Южной Америки до недавнего времени рожали именно так. Подобные обычаи были и у ряда народов Крайнего Севера, причем с началом схваток будущие матери должны были еще и уйти подальше от родного стойбища. И там, в полном одиночестве, произвести на свет младенца.
Впрочем, вряд ли такая практика была распространена повсеместно: например, в медицинских текстах древнего Востока сохранились свидетельства оказания акушерской помощи, относящие к стародавним временам. Так, был найден древнеегипетский папирус из Кахуна, где, в том числе, описаны конкретные приемы родовспоможения. Египетским врачам были известны многие женские болезни, способные повлиять на вынашивание ребенка: нерегулярные месячные, маточные кровотечения, опущение стенок влагалища. Акушерскую помощь оказывали специально обученные повитухи, входившие в особое сословие. Это были опытные женщины, принявшие в свои руки ни один десяток младенцев. По большей части они использовали заговоры, амулеты и прочие сомнительные по своей эффективности средства, но при этом имели и некоторые медицинские познания: могли, например, распознать патологическое течение послеродового периода по цвету и продолжительности выделений — лохий.
Известный хирург древней Индии Сушрут в своем трактате упоминает о таких патологиях, как неправильное положение ребенка в матке и предлагает его поворот на ножку и на головку, а также о возможности в случае крайней необходимости прибегнуть к плодоразрушающей операции.
Помощь в случае сложных родов оказывали и врачи древней Греции. Они практиковали даже кесарево сечение — впрочем, в те времена такую операцию производили только мертвой женщине, чтобы спасти ее ребенка. Согласно легенде, именно так появился на свет и сам бог медицины Асклепий (Эскулап) — Аполлон, его отец, достал его из чрева умершей матери. Знаменитый врач Гиппократ описал ряд симптомов болезней матки; задумывался он и над причинами бесплодия.
В эпоху эллинизма акушерское сопровождение беременности и родов стало практически отдельной профессией. Повитухи или «перерезывающие пуповину» знали, как помочь женщине благополучно родить ребенка. Они также могли довольно рано диагностировать беременность по ряду объективных признаков.
В начале нашей эры в Риме уже применяли специальные приспособления, помогающие отследить течение беременности и повлиять на исход родов. Так, при раскопках городов, погибших при извержении Везувия, были найдены гинекологические зеркала и хирургические инструменты. Сохранились сочинения римской акушерки Аспазии (II век н. э.), где описаны методы лечения женских болезней, а также требования к гигиене беременной, уходу за роженицей и новорожденными. Приведена процедура обследования матки путем пальпации и с помощью влагалищного зеркала.
Развитие медицинских знаний в области родовспоможение прекрасно уживалось у римлян с упованием на божественную помощь. Интересно, что своего небесного покровителя имело каждое положение плода в матке. Если ребенок шел в родах стандартно, вперед головкой, его появлением на свет ведала Проза. За ягодичное и поперечное положение отвечала Постверта, а дети, повернувшиеся вперед ножками, находились под покровительством Агриппы. В любом случае, акушерке после родов следовало совершать благодарственные обряды, чтобы умилостивить соответствующую богиню.
В средние века на Востоке медики и философы Абу Бакр ар-Рази, Ибн Рушд, Ибн Сина и другие продолжали сохранять и обогащать наследие своих предшественников. А вот в Европе наступил период длительного застоя в медицине, в том числе и в акушерстве. Наука находилась под значительным влиянием церкви, а религиозные деятели того времени неодобрительно относились к идее помощи роженице и особенно облегчения ее страданий (в Библии сказано «в муках» — значит, так тому и быть). Неодобрение духовенства вызывали также плодоразрушающие операции, даже если они проводились для спасения жизни матери. Впрочем, стоит отметить, что подобные вмешательства часто приводили к гибели и самой роженицы.
Занятие акушерством для мужчин считалось неприличным, поэтому помощь роженице могли оказать только бабки-повитухи. Впрочем, их ремесло тоже не пользовалось уважением... Невежественные в большинстве своем и не имеющие представления о нормальной гигиене, они зачастую могли предложить роженице только амулеты и заговоренную воду.
Надо отметить, что на Руси женщины тоже разрешались от бремени с помощью повивальных бабок. Сохранились многочисленные заговоры на благополучные роды, которые следовало читать повитухам. В их обязанности также входило расплетать будущей матери косы, развязывать узлы на ее поясе и проч. Повивальные бабки на Руси, как и их европейские коллеги, вряд ли могли похвастаться особыми медицинскими познаниями, но они хотя бы принимали роды в бане, где было в достатке чистой воды.
В эпоху Возрождения ученые и медики смогли, наконец, восстановить забытые знания периода античности и двинуться дальше. Знаменитый анатом Везалий (1514–1564) первым дал точное описание строения матки. Другой известный медик итальянец Габриель Фаллопий (1532–1562) выяснил, как именно яйцеклетка попадает в матку из яичника. Изученные им яйцепроводы получили впоследствии его имя — фаллопиевы трубы.
Большой вклад в развитие гинекологии и акушерства внесли также Евстахий (1510–1574), Аранций (1530–1589), Боталло (1530–1600). Ими были сделаны точные описания женских половых органов, а также кровоснабжения и роста плода в матке. Французский хирург и акушер Амбруаз Паре (1517–1590) усовершенствовал и вернул в практику родоразрешения позабытый способ поворота плода на ножку. Он же считается изобретателем молокоотсоса.
В ХVI веке акушерки получили в свое распоряжение первые атласы-пособия. А в 1610 году немецкий акушер Траутманн впервые произвел успешное кесарево сечение на живой роженице.
Совершенствовались инструменты, применяемые при родовспоможении. Так, в 1569 году в Англии врач Чемберлен предложил использовать акушерские щипцы. Правда, в широкую медицинскую практику такие приспособления вошли гораздо позже, в 1723 году, когда некоторые образцы собственного изобретения продемонстрировал в Парижской Академии наук голландский хирург Палфин. В России акушерские щипцы первым использовал в 1765 году профессор И. Ф. Эразмус.
В XVIII столетии в разных странах открываются специальные школы, где обучают повивальному делу. Подготовка акушерок началась и в России. При Петре I были изданы указы, касающиеся деятельности повивальных бабок. Так, им под страхом смерти запретили убивать детей, родившихся с какими-либо физическими недостатками (раньше лишить жизни «урода» считалось вполне допустимым). Были основаны и первые сиротские дома для младенцев, от которых хотели избавиться матери.
Уже в царствование Елизаветы директор Медицинской канцелярии П.З. Кондоиди предложил открыть акушерские школы. Предусматривались как теоретические, так и практические занятия — изучение анатомии по атласам и на трупах, а также присутствие при родах. Правда, с набором обучающихся возникли трудности: в Москве и Петербурге нашлось всего 19 повивальных бабок, которые готовы были повышать свою квалификацию в акушерской школе. Однако начало плановой подготовки кадров в деле родовспоможения было положено!
В 1784 году в Петербургской школе начал свою деятельность в качестве преподавателя Нестор Максимович Амбодик-Максимович, которого впоследствии стали называть «отцом русского акушерства». Он вывел обучение акушерок на совершенно новый уровень. Так, им было составлено первое на русском языке руководство «Искусство повивания или наука о бабичьем деле», которое до середины XIX столетия оставалось лучшим пособием для учениц. По его рисункам были изготовлены многочисленные инструменты и приспособления — акушерские щипцы, серебряный катетер и др., а также уникальное «наглядное пособие» — объемная модель женского таза с деревянным ребенком внутри.
Внедрение в медицинскую практику эфирного и хлороформного наркоза (1846–1847 годы), а также развитие учения об антисептике и асептике открыли большие возможности для совершенствования родовспоможения и профилактики послеродовых осложнений. Большой вклад в развитие гинекологии и акушерства в России внесли А.А. Китер, А.Я. Красовский, Г. Фрезе, Д.И. Левитский и другие. Особо стоит вспомнить деятельность В.Ф.Снегирева (1847–1916), в честь которого была впоследствии названа Клиника акушерства и гинекологии. Его фундаментальный труд «Маточные кровотечения» стал классикой уже для нескольких поколений врачей. Именно Снегирев первым, вопреки всем консервативным взглядам того времени, стал приглашать на работу в своей клинике медиков-женщин.
Теория и практика акушерства постоянно развиваются и совершенствуются. Подготовка современных «повитух» ведется в медицинских училищах по специальным учебным планам. Акушерки проводят диспансеризацию беременных, осуществляет антенатальный (период до рождения) и послеродовой патронаж, оказывает помощь врачу-гинекологу на приемах пациенток. Как в древности, так и сейчас от людей этой профессии требуется расторопность и хладнокровие, ответственность и аккуратность, и, конечно же, доброта и отзывчивость.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter