Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, в котором предусматриваются меры по повышению конкурентности рынков лекарственных препаратов, медицинских изделий, медицинских услуг и БАД.
Аптекари теперь будут обязаны при продаже лекарственных средств предупреждать о наличии более дешёвых аналогов...
Местные особенности аптечной конкуренции
Никто не спорит, конкуренция в рыночной экономике действительно часто сбивает цены. В том числе и в сегменте аптечной розницы. «Но если в Москве и других городах-миллионниках аптеки работают чуть ли не в каждом доме, то в небольших населённых пунктах аптечных учреждений очень мало. Крупным сетям в глубинке работать невыгодно. А единичным аптекам при всем желании конкурировать там не с кем. И если работает только одна аптека на три села, а таких ситуаций очень много, то не надо её закрывать, применяя закон о монополистах. Даже если это не самым лучшим образом сказывается на ценах. Ведь открыть там хотя бы ещё одну аптеку мы никого не заставим...» – считает член Комитета ГД по охране здоровья Николай Герасименко. Он также высказал опасения, что в малых поселениях планируется продавать лекарственные препараты в магазинах и на почте. Но кто будет выдавать им лицензии и контролировать их деятельность? Ответов на эти вопросы пока нет.
Покупаем российское
По итогам 2017 года, большая часть жизненно важных лекарств на российском рынке была отечественного производства. Чем это обусловлено? «Принципиальные изменения произошли со стоимостью лекарственных препаратов, предназначенных для применения в высокозатратных нозологиях, где как раз продаются наиболее дорогие медикаменты. Они подешевели. Это связано, во-первых, с тем, что ряд лекарственных препаратов стали воспроизводить локальные отечественные производители. И во-вторых, с тем, что многие зарубежные фармацевтические компании продолжают открывать свои предприятия в России. В связи с этим импортируемых лекарственных препаратов становится всё меньше и меньше. Если мы посмотрим на низкий ценовой сегмент, до 50 рублей за упаковку, то тут в прошедшем году количество произведённых в России препаратов составило 80% от всего оборота. Сыграла свою роль и политика государства. А она направлена на то, чтобы 90% лекарственных препаратов было произведено в РФ. Думаю, что мы этого добьёмся», – заверил руководитель Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. Он добавил, что качество российских лекарственных препаратов не уступает зарубежным аналогам. Ведь, перед тем как медикаменты поступают в продажу, они проходят предрегистрационную процедуру, в ходе которой проверяются на эффективность, безопасность и качество. А чтобы выявить нарушения, которые могли произойти, например, при транспортировке, работают региональные и передвижные лаборатории. Конечно, выявляются и некачественные препараты, и фальсификаты. Но они составляют не более 1%. Понятно, что не всё выявляется. Однако ситуация контролируется и улучшается. В том числе и благодаря маркировке.
Где вы, социальные аптеки?
«Я полностью поддерживаю инициативу Минздрава РФ в том, что в каждой аптеке должны быть списки референтных взаимозаменяемых лекарственных препаратов вместе с их ценами. Например, есть мазь Диклофенак, а есть такие же импортные препараты под другими названиями. Они стоят в разы дороже. Но аптеки сегодня из социальных учреждений превратились в чисто торговые. Им важно продать как можно больше именно дорогих товаров. Некоторые препараты аптеки вообще не хотят брать на реализацию. Изготовлением лекарственных форм также соглашаются заниматься единицы. Необходимо вернуть на рынок социальные аптеки. Да и вообще всем аптечным учреждениям пора понять, что их основная задача заключается в решении не коммерческих, а социальных вопросов. Думаю, нужно предусмотреть механизм контроля над фармацевтами, которые предлагают покупателям дорогостоящие импортные препараты, а не их дешёвые российские аналоги», – заявил Николай Герасименко.
К сожалению, пока никто не говорит о том, что у аптек должна быть не только «социальная» обязанность, но и хотя бы некоторые преференции, отличающие их от других торговых точек. Ведь сейчас аптечные организации, так же как и меховые, обувные и прочие магазины, оплачивают арендную плату, «коммуналку», налоги. Игра в одни ворота – дело не только несправедливое, но и неэффективное. Кроме того, «ценовое давление может выдавить с рынка и так не очень рентабельные единичные аптеки и оставить лишь сети, которые состоят как минимум из трёх аптек. А это значит, что в отдалённых регионах население вообще может остаться без лекарств. Ведь цены на поставки медикаментов в единичные аптеки выше, чем в сети, у которых большие объёмы закупок», – считает .
И ещё. Многие покупатели сами предпочитают пусть и более дорогие, но оригинальные зарубежные лекарственные препараты. «Во многом это происходит из-за агрессивной телевизионной рекламы. В Государственной думе в связи с этим неоднократно поднимался вопрос об ограничении и даже запрете рекламных роликов, продвигающих медикаменты. И каждый раз мы сталкиваемся с активным противодействием. Причём не со стороны фармпроизводителей, а телевизионщиков, так как продажа рекламного времени для них – существенная статья доходов», – пояснил Николай Герасименко. В то же время он добавил, что тема ограничения или полного запрета лекарственных препаратов остаётся для Госдумы актуальной.