Ситуация с постдипломным образованием врачей и фармацевтов складывается парадоксальная. С одной стороны, государство уделяет данным вопросам повышенное внимание, с другой — пробелы в законодательстве потворствуют процветанию фирм-однодневок и шарлатанов от образования.
Вопросы подготовки специалистов прописаны в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в Приказе №499 Министерства образования и науки Российской Федерации № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Проблема
По мнению ректора Первого МГМУ имени Сеченова, председателя ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России» Петра Глыбочко, в настоящее время не проводится качественной подготовки по программе дополнительного профессионального образования (ДПО). Связано это с тем, что закон об образовании предоставляет значительные свободы по этому вопросу. Фактически, повышением квалификации медработников может заниматься любая организация. В таких условиях эту нишу стали активно занимать коммерческие структуры, главная цель которых — не подготовка специалистов, а получение бюджетных средств.
«Первичная аккредитация показала — мы готовим кадры неплохо», — отметил ректор ПМГМУ. Однако, по его мнению, в вопросах дополнительного профессионального образования необходимо навести порядок.
Проблема в том, что полномочия по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих дополнительную профессиональную подготовку, отнесены к ведению органов власти субъектов Российской Федерации. Реализовывать дополнительные программы профессионального медицинского и фармацевтического образования имеет право любое юридическое лицо, получившее лицензию на образовательную деятельность по таким программам. При этом не имеет значения даже отсутствие у юрлица необходимых материально-технических ресурсов и кадрового потенциала в указанной сфере деятельности.
В таких условиях всевозможные структуры, зачастую не имеющие достаточных материально-технических ресурсов, за счет низкой цены становятся победителями тендеров на предоставление образовательных услуг. Не проводя фактически никакой реальной подготовки, занимаются тем, что просто выписывают сертификаты, подчеркивает Глыбочко. И такое «образование» естественно влияет на качество медицинской помощи.
Возможно, для системы здравоохранения и выгодно сэкономить на низкой стоимости программ дополнительного профобразования, предоставляемых фирмами-однодневками, однако в конечном итоге страдает качество медицинской помощи, пояснил ректора Первого МГМУ.
«Как можно заниматься дополнительным профессиональным образованием, подготовкой и переподготовкой, не имея ни материально-технической базы, ни кадрового потенциала! — возмущается Петр Глыбочко. — Может, это знает тот, кто готовил дополнения к закону об образовании?»
Еще одна проблема связана с тем, что отсутствует ответственность за качество дополнительного профессионального образования. Закон не уточняет, как именно федеральные государственные структуры должны контролировать качество профподготовки, а региональные органы здравоохранения и ЛПУ за качество образования также не несут прямой ответственности.
Совет ректоров
Проблема качества ДПО обсуждалась на заседании совета ректоров медицинских фармацевтических вузов. Ректорское сообщество выступило с предложением установить ответственность за качество для участников образовательного процесса и внести соответствующие изменения в законодательство, в частности, в принятый в 2012 году Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Руководители вузов предлагают передать полномочия по лицензированию организаций, осуществляющих образовательную деятельность по ДПО, Рособрнадзору, поскольку эта структура уже осуществляет лицензирование программ дополнительной профподготовки.
Также совет ректоров предлагает указывать в приложении к лицензии возможность реализации организацией ДПО в области медицины и фармацевтики.
Изменения в законодательстве
Рабочая группа из числа ректорского состава подготовила ряд поправок в нормативно-правовые акты, которые были направлены в комитет Государственной Думы по охране здоровья.
По словам Глыбочко, все поправки нацелены на закрепление за ведущими медицинскими университетами и научными центрами страны преимущественного права по проведению профпереподготовки и повышению квалификации врачей.
В частности, предлагается дополнить Пункт 7 Части 1 Статьи 6 и Часть 4 Статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уточняющей информацией. Также предлагается внести изменения в Подпункт «а» Пункта 2 Постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
«То, что сегодня сертификаты просто-напросто выписываются, подрывает авторитет как ректорского сообщества, так и Министерства здравоохранения и депутатского корпуса. Поэтому Совета ректоров обращается к депутатам принять меры, чтобы сертификаты не выдавались фирмами-однодневками», — подытожил Глыбочко.