В сфере фармацевтического образования в последние годы произошли кардинальные изменения. Вектор изменений направлен на формирование компетенций провизора в процессе обучения — так называемый компетентностный подход. Если обобщить мнения профессионалов в сфере образования и науки о новых тенденциях и перспективах фармацевтического образования, то можно выделить пять основных тенденций.

Тенденция 1: стандартизация и подвижность образования

Этот тренд уже реализуется: в 2016 году был введен стандарт «Провизор». Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — основа образовательных программ, формируемых вузами, выпускающими специалистов фармации. Действующий на данный момент ФГОС не является окончательным. Ожидается в скором времени подписание новых профессиональных стандартов специалистов фармации, и ФГОС и образовательные программы должны будут быть приведены в соответствие с ними. На этом перемены не завершатся — в разработке еще несколько профессиональных стандартов, и, следовательно, обучающих программ к ним.

Заведующий кафедрой фармакологии Первого МГМУ им. Сеченова к. ф. н. В. Тарасов считает, что главное для высших учебных заведений — стать мобильными. Это подразумевает быстрое изменение, согласно требованиям времени, имеющихся программ и разработку новых программ, а значит, и модификация всего образовательного процесса в целом.

Тенденция 2: переход от специалиста-теоретика к специалисту-практику

Бурное развитие науки, появление новых технологий, связанных с обращением лекарственных средств, делает необходимым учить молодых специалистов так, чтобы они справлялись с самой современной аппаратурой, умели мыслить стратегически, обладали научным мышлением. Работодатели недовольны качеством образования выпускников фармацевтических факультетов: в выпускниках современных вузов они не видят специалистов, готовых завтра приступить к работе. Молодого провизора им приходится доучивать собственными силами.

Конечно, даже большой объем теоретических знаний не сможет заменить практический опыт, да это и не нужно. Поэтому одна из тенденций образования — увеличить объем студенческой практики на производстве и в организациях, занимающихся фармацевтической деятельностью, то есть в аптеках и в организациях оптовой торговли лекарственными средствами. Если практика не будет формальностью и будущие выпускники фармацевтических факультетов смогут вплотную ознакомиться с реальным рабочим процессом, то от этого выиграют все.

Тенденция 3: провизор-исследователь

Крайне важно создать единое научно-образовательное пространство, причем начинать готовить специалистов к будущей профессии целесообразно со школьной скамьи, говорит Иван Иванович Краснюк, д. ф. н., профессор, зав. кафедрой фармацевтической технологии Первого МГМУ им. Сеченова. Включение в образовательные программы вузов новых дисциплин (таких, например, как «Основы биофармации»), новые требования к выполнению научно-исследовательских работ ставят своей целью формирование научного мышления у молодых специалистов фармации.

Это не означает, что тысячи выпускников-провизоров станут учеными. Однако такой подход поможет выявить тот небольшой процент студентов, которые в будущем способны стать специалистами по трансляционным исследованиям.

Тенденция 4: привлечение инвесторов

Формирование профессиональных стандартов и ФГОСов предваряется многочисленными консультациями. Идет огромная работа по определению критериев: какие именно компетенции молодых специалистов интересуют работодателей. В итоге получается так, что на бюджетные деньги вузы готовят специалистов для бизнеса. Поэтому так актуальна задача по привлечению к образовательному процессу фармацевтических предприятий и организаций.

Тенденция 5: сохранение традиций

Ситуация на современном фармацевтическом рынке такова, что подавляющее большинство аптек являются не производственными, а аптеками готовых лекарственных форм. «Мы потеряли аптечное производство», — считает Санна Сбоева, д. ф. н., профессор кафедры организации и экономики фармации Первого МГМУ им. Сеченова.

Нужно ли оставлять аптеке такую функцию, как отпуск лекарств по экстемпоральной рецептуре, если это экономически невыгодно — ведь на рынке в настоящее время большой выбор готовых лекарственных форм? Эксперты считают, что нужно, ведь изготовление лекарства исторически является одной из традиционных функций аптеки.

Интересно, что в развитых странах, где нет дефицита и логистических проблем лекарственного обеспечения, сохранено изготовление лекарственных средств в аптеке, говорит Роза Ягудина, профессор, зав. кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. Сеченова.

В условиях массового производства лекарственных средств невозможно осуществить индивидуальный подход к лечению пациента. В большинстве случаев в этом нет необходимости, но в единичных ситуациях потребность персонализированной терапии есть. А обязанность фармацевтического работника — обеспечить пациента необходимым лекарством, в том числе изготовленным в условиях аптеки.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter