Вы молодой специалист и вышли на рынок труда. Но знаете ли вы себе цену, можете ли дать верную оценку своим способностям и возможностям? Ошибочное «ценообразование» в начале поиска работы, обычно, оборачивается долгими попытками трудоустройства, на собеседованиях возникают затруднительные ситуации.

Сегодня желаемую заработную плату указывают в резюме. Лишь кандидаты на высшие руководящие должности не сообщают предварительно о том, какую зарплату хотели бы иметь, поскольку эта позиция предназначена для обсуждения при личной встрече с работодателем. Для остальных же соискателей предпочтительнее обозначить в резюме ожидаемую сумму.

Статистика рекрутинговых агентств свидетельствует, что в противном случае количество приглашений у соискателя уменьшается. Первоочередниками для работодателя обычно являются претенденты, предоставившие о себе исчерпывающую информацию: и о профессиональном уровне, и о материальных ожиданиях.

Основным инструментом человека, ищущего работу, является резюме. Желаемая зарплата, указываемая в нем, рассматривается как, своего рода, условный знак: на меня следует обратить внимание. Это начальная ступень, с которой «выходят» в интервью с возможным руководителем.

Важно верно начать

По мнению специалистов кадровых компаний, в резюме обычно указывается среднерыночная зарплата. Если вы укажете более низкую цифру, то рискуете быть недооцененным и лишиться приглашения на собеседование. Вариант, завышенный по сравнению со среднерыночным, также чреват риском — может дать повод заподозрить вас в излишних амбициях.

Если вас пригласили на беседу, не забудьте об аргументированных объяснениях по поводу заявленного вами уровня заработной платы. На собеседовании обычно уточняют, какую оплату труда вы считаете приемлемой при переходе с предыдущего места работы на новое, как оценивался ваш труд прежде, и почему вы считаете, что стоите большего.

Знать себе цену

Понятно, что вопрос «цены» при устройстве на работу весьма субъективен и определяется массой позиций. Поэтому от претендента требуется комплексная самооценка, трезво учитывающая конкретные личные параметры.

Диапазон варьиативности зарплат специалистов весьма велик. Возьмем ситуацию в крупных фармацевтических компаниях. Оклады менеджеров по продажам составляют от 70 000 до 110 000 рублей; вилка специалистов, работающих с ключевыми клиентами, — от 100 000 до 180 000 рублей. Разница в окладах связана со сложностью задач, уровнем ответственности.

Эксперты считают, что четкой методики, как вычислить «свою цену» не существует. Претенденты, уже обладающие опытом, обычно самостоятельно следят за ситуацией на «работных» сайтах, в соцсетях, разыскивают данные по оплате труда в открытых источниках, обмениваются мнением с коллегами по профессии.

Какими же критериями определяется «цена претендента»? Его образованием, опытом, регионом, в котором он трудится. В провинции оплата труда меньше столичной, и жители «глубинки», прибывшие делать карьеру в крупные города, часто согласны на более низкую зарплату, чем москвичи. Это нередко предопределяет выбор работодателей, главным образом, в тех случаях, когда компании ограничены в бюджетных зарплатных средствах, но сохраняют высокие требования к опыту своих сотрудников.

Опыт очень важен. По данным экспертов, разница в окладах медицинского представителя, обладающего опытом работы, и начинающего, составляет 10 000–15 000 рублей. Премиальную же часть оценивают, исходя из индивидуальности сотрудника. Она в основном обусловлена территорией и врачебной группой, где будет трудиться принятый работник. Соискателю, обладающему кандидатской степенью, будет предложено совокупный доход приблизительно на 20 процентов больше среднего уровня.

Спрос и предложение

Соотношение этих позиций — один из моментов, которые оказывают решающее влияние на заработную плату. Чем больше спрос на специалистов, обладающих нужной квалификацией, тем выше будет предлагаемый уровень дохода. Если рынок предоставляет достаточное количество соискателей требуемой специальности, то компании, очевидно, выберут среди претендентов, тех, кто предъявил более скромные требования к зарплате.

Экономическая стагнация вывела на рынок большой резерв квалифицированных специалистов, создав среди них высокую конкуренцию. И теперь основное внимание рекрутеры обращают на доходы соискателя на прежнем месте работы.

Работники рекрутинговых компаний подчеркивают желание кандидатов получить больший оклад или на том же уровне, что был на прежнем месте работы. Фармацевтические компании, в свою очередь, устанавливают определенную вилку, нивелирующую окладную и премиальную части заработной платы. Экономические реалии нередко вынуждают работодателей предлагать соискателю понизить базовую часть зарплаты с учетом увеличения процента с продаж.

Прогнозируется, что в будущее последующем оплата труда будет еще больше зависеть от KPI, которые устанавливает компания. Среди работодателей становится практикой не проводить перерасчеты заработной платы. Ряд фармацевтических компаний не индексировал оклады в течение последних двух-трех лет.

Оценить себя на рынке труда важно не только соискателям, но и работающим специалистам. Это позволит понять ситуацию, определить, насколько правильно в компании оценивают ваш труд. Вполне вероятно, что в других компаниях труд специалистов, работающих на таких же позициях, обладающих аналогичным опытом оплачивают гораздо выше, чем ваш. А секрет лишь в том, что они занимаются мониторингом рынка и свою цену знают.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter