Правительство РФ намерено одобрить Сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года.
Минпромторгу России до 1 мая 2021 года поручено обеспечить корректировку отраслевых стратегий развития для их приведения в соответствие со Сводной стратегией развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года. Обеспечивать контроль и координировать работы будет заместитель председателя Правительства РФ Юрий Борисов.
Сводная стратегия синхронизирована с национальными проектами, государственными программами и ранее утверждёнными отраслевыми документами планирования.
В настоящий момент обрабатывающее производство формирует порядка 14% валовой добавленной стоимости и обеспечивает занятостью более 10 миллионов человек. В последние годы ежегодные темпы роста промпроизводства сохранялись на уровне 2,5%. Во многом это было обеспечено реализацией планов импортозамещения и начавшейся с 2017 года работы по наращиванию несырьевого экспорта. Эти два направления вкупе с цифровизацией должны внести вклад в увеличение в течение 15 лет доли обработки в ВВП до 17%. Ежегодные темпы роста промпроизводства при этом должны составить не менее 4,5% до 2025 года и более 3% – в дальнейший период.
Для достижения целей Стратегии необходимо выполнение ряда задач:
Первая – увеличение за пять лет количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа и доведение этого параметра к 2035 году до 60%. Ключевые меры поддержки на развитие российских технологий – от стимулирования НИОКРов и выпуска пилотных партий инновационной продукции до субсидирования приоритетных инвестпроектов и использования обновлённого механизма СПИК 2.0. Планируется поддержка разработки цифровых платформ и инжениринговой деятельности. Внедрение методов бережливого производства и предоставление преференций при трансфере технологий, привлечение в инновационные ниши венчурного капитала.
Вторая – стимулирование инвестиционной активности в целях модернизации и расширения основных фондов. Усилится работа по снижению регуляторной и кредитной нагрузки на инвесторов за счёт налоговых льгот, преференций по долгосрочным контрактам и развития инструментов финансирования промпредприятий. Будут расширяться программы Фонда развития промышленности (ФРП) и масштабирование модели региональных фондов. Это может способствовать повышению доли инвестиций в основной капитал с нынешних 19% до 20% и до 25% к 2024 году.
Третья – вопросы кадровой политики. Рассчитывается за пять лет увеличить долю компаний, не испытывающих проблем с квалифицированными работниками, с текущих 30% до 50%. К 2035 году этот показатель должен превысить 70%. Решаться это будет через реализацию программ подготовки кадров для приоритетных отраслей, диверсификацию потенциала моногородов и поддержку трудовой мобильности.
Четвертая – стимулирование спроса на отечественную продукцию через закупки в интересах национальных проектов, субсидирование сбыта и перехода промышленности на новые экологические стандарты. Также предусмотрена поддержка лизинга и крупных проектов в смежных отраслях потребления промышленной номенклатуры. Основные эффекты, которые планируем получить к 2035 году, – это увеличение до 70% доли российской продукции при реализации инфраструктурных проектов и до 75% в общем объёме потребления.
Пятая – наращивание экспортных поставок. Уже запущена гибкая линейка финансовых и регуляторных мер продвижения на внешние рынки. С их помощью возможно увеличить несырьевой неэнергетический экспорт до 205 млрд долларов к 2024 году. Решать эту задачу необходимо будет в условиях насыщения глобального спроса и стагнации мировой торговли. В 2035 году предполагается выйти на 290 млрд долларов промышленного экспорта, одну треть в этом объёме должна занимать продукция машиностроения.
Основной вклад в реализацию стратегии должны внести более 20 приоритетных отраслей промышленности. Важнейшим межсистемным элементом долгосрочной промышленной политики является диверсификация оборонно-промышленного комплекса.