Среди причин смертности в нашей стране онкологические заболевания занимают сегодня второе место после болезней системы кровообращения. Необходимость эффективной профилактики и борьбы со злокачественными новообразованиями (ЗНО) неоднократно подчеркивалась как представителями профессионально медицинского сообщества, так и на самом высшем уровне в руководстве страны.
Курс на долголетие
На сегодняшний день, когда перед Россией поставлена задача вступления в «клуб 80+», решить проблему повышения продолжительности жизни невозможно без предоставления онкологическим больным адекватного лечения. По словам министра здравоохранения В.И Скворцовой, самое большое отставание от развитых стран наблюдается именно по онкологии, в частности, до сих пор на очень низком уровне находится ранняя выявляемость рака.
Необходимо повышать выживаемость пациентов, которым поставлен диагноз ЗНО. Для этого, помимо модернизации существующих и создания новых онкоцентров, необходимо увеличить число специалистов-онкологов, а также поработать над созданием современной комплексной электронной системы ведения онкологических больных на всех этапах.
Принятая национальная стратегия по борьбе с онкологическими заболеваниями на долгосрочный период включает в себя полномасштабную информатизацию онкологической службы с внедрением информационно-телекоммуникационных технологий в работу профильных медицинских организаций. И ключевым по важности условием успеха такой информатизации становится создание единого регистра онкопациентов, который бы объединил все учреждения, задействованные в выявлении, лечении и профилактике ЗНО, и позволил оперативно обмениваться данными.
Основные проблемы в онкологии
Специалисты выделяют несколько основных направлений, по которым необходимо совершенствовать работу онкологической службы.
Например, необходимо расширение слоев населения, охваченных диспансеризацией и систематическими скринингами для выявления ЗНО на ранних стадиях. Существующая диспансеризация охватывает не все население, процент выявления ЗНО по ее итогам невелик (менее 1% - и это в регионах с хорошо развитой медицинской помощью), хотя 60% всех услуг по диспансеризации направлены на выявление патологий, связанных с онкологией. В итоге очень большое количество ЗНО выявляются на поздней стадии.
Нужно наладить контроль маршрутизации пациентов для своевременной постановки диагноза, что особенно важно, когда речь идет об онкозаболеваниях. Нередки ситуации, когда пациент после постановки верифицированного на цитологическом уровне диагноза может в течение месяца проходить диагностику перед госпитализацией. Особенно остро эта проблема стоит в отдаленных регионах, где отсутствуют системы первичных онкокабинетов, системы диагностики и онкоотделений.
Не ведется регистра пациентов, у которых еще не выявлен рак, но имеется высокий риск возникновения онкозаболеваний. Пациенты с подозрением на ЗНО могут «потеряться» из-за возможных неявок за результатами диагностических процедур или пропуска положенной по возрасту/полу/собственному или семейному анамнезу диспансеризации. Ожидать, пока анализы проверит врач, или пациент сам решит прийти на прием, неправильно. Здесь требуется автоматизированная система с возможностью сбора данных и информирования врача во время приема, в том числе, и об устаревших анализах, и о пропуске исследований, и о необходимости включения пациента в регистр высокого риска для персонального наблюдения с учетом диагнозов врачей первичного звена.
Кроме того, на федеральном уровне не осуществляется мониторинг паллиативной помощи онкологическим пациентам 4-й клинической группы — соответствующие мероприятия проводятся только по инициативе регионов. По данным представленным на заседании Совета при Правительстве Российской Федерации от 03.04.2018, сегодня в стране около 600 тысяч человек нуждаются в паллиативной помощи. Нельзя получить данные о том, сколько пациентов, получивших паллиативную помощь, находятся под опекой выездных и стационарных служб, а также проходят госпитализацию.
Недостатки существующего онкорегистра
Пока же федеральный регистр может предоставить весьма ограниченные возможности. На сегодняшний день в России отсутствуют качественные статистические данные для проведения аналитических расчетов, нет единой системы учета пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи и обезболивании, что оставляет место для манипуляции с данными.
Специалисты утверждают, что текущая система учета онкобольных и действующий регистр не позволяют оперативно получать данные для принятия управленческих решений. Регистр, который ведется на федеральном уровне, является статичным, то есть та информация, которая попадает туда из региональных регистров, позволяет только постфактум собрать отчеты, и кому времени, когда они в распечатанном виде доставляются в регионы, на что может уходить до двух лет, теряют свою актуальность. Принять управленческие решения по ним бывает просто невозможно.
В авангарде регионы
Между тем, вышеперечисленные проблемы – расширение слоев населения, охваченных диспансеризацией и скриниговыми процедурами, совершенствование контроля маршрутизации пациентов, мониторинг пациентов из групп риска, мониторинг онкологической помощи – успешно решаются в ряде регионов за счет подключения более совершенные информационные системы.
В нескольких регионах России уже создаются системы, которые превосходят федеральный регистр по охвату и возможностям. Регистр, объединяющий в единую информационную сеть медицинские учреждения всех уровней, уже существует в Татарстане, планируется также создать нечто подобное в Нижегородской области.
С помощью регионального регистра уже сегодня можно отслеживать пациентов с подозрениями на ЗНО и сообщить врачу о необходимых диагностических процедурах. Таким образом, исключается поздняя диагностика, а более строгий контроль за маршрутизацией пациента уменьшает количество летальных исходов.
Несомненно, продвинутые региональные онкорегистры должны стать образцом для совершенствования федерального онкорегистра, а возможно, и заменить его.
К сожалению, нет возможности интеграции федерального регистра больных с ЗНО с региональными базами данных. Решить эту проблему могли бы облачные технологии хранения данных, которые уже успешно используются в некоторых новых системах мобильной медицины. Это вывело бы онокрегистр на уровень регистра туберкулезных больных и ВИЧ-инфицированных, от которых он на сегодняшний день отстает.
Преимущества единой системы
Единый регистр позволит контролировать действия врачей первичного звена, а значит, увеличить число пациентов, у которых ЗНО обнаруживается на ранних стадиях.
Единая система позволит передавать онкодиспансерам данные пациентов из групп высокого риска. Это пациенты, у которых врачи других специальностей диагностируют предраковые процессы (полипы, доброкачественные новообразования). В этом случае вероятность того, что через некоторое время больной из-за бездействия перейдет в 4 клиническую группу, будет существенно меньше.
Нельзя забывать также об еще одной группе высокого риска – пролеченных пациентах, которые сейчас попадают в 3 клиническую группу и отслеживаются только на этапе диспансерного учета и явки к врачу, где их легко упустить из виду, и тех, у кого онкозаболевание было обнаружено в детстве – им требуется пристальное внимание онкологов во взрослом возрасте. Интеграция данных и учет таких пациентов в едином регистре также позволит предупредить врача о том, что им требуются особые методы лечения и наблюдение.
Получать данные о пациентах высокого риска можно будет также, используя данные ЕГИСЗ об условиях жизни пациента, наследственности и других факторах онкологического риска. Таким пациентам потребуется учет, индивидуальный подход и более частые обследования, чем стандартная диспансеризация раз в 3 года, но это уже станет шагом в сторону превентивной медицины, внедрение которой в работу онкослужбы кроме всего прочего выгодно экономически.
Кроме того, пациенты, у которых онкозаболевание было обнаружено в одном регионе, могут беспрепятственно поехать лечиться в другой, и наличие единой базы данных позволило бы сократить время на подготовку к госпитализации из-за того, что отпадет необходимость получения дополнительных справок.