Минздрав передал в правительство проект Стратегии развития здравоохранения до 2025 года. Документ предполагает продолжение подготовительных «структурных преобразований» в здравоохранении до 2019 года для последующего строительства к 2025 году Национальной пациентоориентированной системы здравоохранения.

В проекте изложено стратегическое видение ведомством развития медотрасли до 2025 года.

Проект Стратегии развития здравоохранения (СРЗ) после получения всех необходимых согласований в ведомствах 4 сентября 2017 года передан его разработчиком, Минздравом, в правительство — для последующей подготовки указа об утверждении этого документа указом президента. Это один из отраслевых документов второго уровня в установленной в 2014–2016 годах иерархии государственных документов стратегического планирования до 2025 года.

В соответствии с проектом документа, система, предположительно, будет сочетать в себе все наилучшее, что к тому времени успеют изобрести в медицинской сфере в мире и в России. Ожидаемые перспективы реализации всех инноваций в здравоохранении до 2025 года:

  • увеличение продолжительности жизни в РФ до 76 лет;
  • снижение смертности в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тыс. человек;
  • снижение младенческой смертности до 4,5 на 1 тыс. родившихся живыми;
  • средняя продолжительность здоровой жизни к 2025 году должна вырасти до 66 лет.

Создание Национальной пациентоориентированной системы здравоохранения, провозглашаемой Минздравом центром медицинской реформы, качественных революций в ближайшие годы не предполагает. В проекте говорится, что первый ее этап, подготовительный, рассчитан на 2017–2019 годы, в течение него предлагается завершать создание трехуровневой сети медучреждений (сеть первичной помощи, основной уровень региональных и муниципальных клиник, центры высокотехнологичной медицины), завершить перестройку системы подготовки кадров, начать реализацию научно-технических проектов медицины будущего и окончательно отрегулировать взаимодействие частного и государственного сектора здравоохранения под общим руководством Минздрава.

Принципиально новые, в том числе управленческие решения, сообщается в документе, откладываются на второй этап реформы (2020–2025 годы). В его рамках должен быть полностью раскрыт потенциал Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), решены вопросы привлечения в здравоохранение дополнительных средств (до 2019 года Минздрав готов довольствоваться 3,7% ВВП) и созданы инновационные медтехнологии.

Среди относительно новых идей для системы ОМС, которая в описании выглядит в целом неизменной до 2025 года,— долгосрочные (до трех лет) тарифы внутри ОМС на оплату медпомощи, а также ранее уже высказывавшаяся лишь в общем плане идея дифференциации тарифов страховой медицины в зависимости от «профилактической активности» застрахованного. Из проекта напрямую не следует, что речь идет именно об ОМС. Тем не менее общая идея Минздрава в этой сфере — сближение стандартов ОМС и добровольного медицинского страхования (ДМС) с превращением ДМС в стандартизированное дополнение к ОМС. Ведомство при этом прямо настаивает на том, что при приобретении гражданами продуктов ДМС должно происходить «уменьшение размера налогооблагаемой базы по месту работы» в виде налогового вычета — впрочем, без расчетов.

В Минэкономики относятся к планам Минздрава, выраженным в проекте, довольно скептически. Но ключевые идеи Министерства для системы ОМС — дифференцированный тариф и налоговый вычет на стоимость полиса ДМС — формально одобрены и Минэкономики, и Минфином.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter