Вроде бы никто из врачей и провизоров не спорит с тем, что, пока ты в профессии, надо постоянно учиться. Однако большинство из них считают, что предложенная система непрерывного медицинского образования (НМО) сильно осложнит и без того нелёгкую жизнь.

Статья из газеты "ЛекОбоз"

Только треть медработников поддерживают систему НМО. По мнению скептиков, есть риск, что медработники будут именно зарабатывать баллы, а не наращивать компетенцию в интересных для них областях.

Раз в пятилетку

Как известно, новые механизмы государственного допуска к медицинской и фармацевтической деятельности, которые введены в нашей стране в январе 2016 года, предполагают не только проверку знаний, умений и навыков специалиста, но и требуют от него представить образовательное портфолио, которое будет свидетельствовать о его образовательной активности. Хочешь – не хочешь, а раз в пятилетку каждому врачу и провизору придётся отчитываться перед экспертами аккредитационной комиссии, какие семинары он посещал, в каких конгрессах участвовал, сколько вебинаров прослушал в Интернете.

Чтобы выявить, какие именно претензии к системе НМО предъявляют врачи и провизоры, аналитическая компания MAR CONSULT провела специальные исследования в 30 регионах России, включая Москву и Санкт-Петербург. В нём приняли участие 475 терапевтов, урологов, хирургов, эндокринологов, ревматологов, а также фармацевтических работников.

Как показал опрос, 48% участвовавших в нём специалистов получили сертификат в 2016 году, то есть уже после ввода системы НМО. Из числа участвовавших в опросе медработников идею НМО поддерживают только 34%. Против неё оказались 39% (среди вовлечённых – 44%) и 27% пока ещё не определились с отношением.

Откровенное признание

Половина медработников посетовали, что участие в мероприятиях не всегда оплачивается из госбюджета. Так, 21% отметил, что за обучение надо платить из собственного кармана, 16% сообщили о спонсорстве со стороны фармкомпаний.

«Медработникам задавался вопрос относительно того, как они поведут себя при необходимости выбора между интересным мероприятием без баллов и менее интересным мероприятием за баллы, – рассказывает руководитель департамента исследований в медицине и фармацевтике MAR CONSULT Ксения Медведева. – Несмотря на тенденциозность вопроса, формулировка которого как бы подсказывает «правильное» поведение (докто¬рам предлагались варианты ответа), единства всё же нет. Ощущается, что в условиях нехватки баллов и вечной нехватки времени медработники будут именно зарабатывать баллы, а не наращивать экспертизу в интересных для себя областях. Четверть в этом честно признаются, говоря, что предпочтут менее интересное мероприятие за баллы».

Конечно, немало и таких специалистов, которые при выборе обучающих курсов и конференций отдают предпочтение более интересным для них мероприятиям, пусть даже за них не положено баллов. Таких 33%. Отрадно и то, что 40% опрошенных медработников стараются посещать все типы мероприятий – как дающие баллы, так и не дающие.

К системе есть вопросы

«Программа НМО действует с 2016 года, при этом почти у четверти медработников, в том числе уже вовлечённых в программу, есть к ней вопросы, – отмечает Ксения Медведева. – Если не брать в расчёт риторические («Где взять время?»), многие из них актуальны и ответ на них действительно нужен».

Среди наиболее острых вопросов следующие:

  • где взять время на обучение – 23% (среди вовлечённых – 36%);
  • в чём принципиальное отличие от действующей ранее системы и на что будут влиять накопленные (или ненакопленные) баллы – 19%;
  • как зарегистрироваться на сайте – 9% (среди невовлечённых – 17%), при этом многие отмечали неудобство, плохую навигацию сайта;
  • как узнавать о мероприятиях с зачислением баллов – 9% (среди невовлечённых – 12%);
  • что будет при недоборе баллов – 7% (среди невовлечённых – 12%);
  • каков механизм учёта баллов – 7% (среди вовлечённых – 9%);
  • что делать работающим в глубинке, где за доступные мероприятия начисляют мало баллов – 6% (среди вовлечённых – 9%);
  • что делать, если не отпускают с работы – 4%;
  • почему не предусмотрен учебный отпуск – 4%;
  • почему не за все конференции начисляются баллы – 3%;
  • кто контролирует качество образовательных услуг – 3%;
  • есть ли возможность проходить обучение онлайн – 2%.

Врачи и провизоры находятся в некотором информационном вакууме относительно НМО, подводит итоги опроса Ксения Медведева. У многих нет чёткого понимания, как система работает в разных ситуациях и что будет, если недобрать баллы. Сайт НМО, подвергнутый критике, явно не даёт ответ на все возникающие вопросы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter