Государственно-частное партнерство — это реальный шанс сделать медицинскую помощь в России качественней и доступней, привлечь в отечественные лечебные учреждения специалистов мирового уровня и иностранных врачей, обеспечить российских пациентов современными препаратами. Однако пока одни проекты ГЧП реализуются с завидным энтузиазмом и обильными инвестициями, крупные научные центры и медицинские организации не имеют возможности в полной мере использовать свои ресурсы, в первую очередь научные, для дальнейшего развития.
Проектов ГЧП все больше...
Российский медицинский рынок находится в стадии развития и одновременно является высокодоходным. Потребность в медицинских услугах увеличивается как за счет естественного процесса старения населения и роста количества серьезных заболеваний, так и за счет совершенствования методов диагностики и внедрения скрининговых программ. В связи с этим объем частных инвестиций в медицинский сектор будет расти.
Уже сейчас в стане реализуется более 100 проектов ГЧП с привлечением порядка 60 млрд рублей частного капитала. По данным Министерства экономического развития России, в 2016 году было как минимум два особо успешных проекта: реконструкция помещений здания роддома в Новосибирске, для реализации которого было привлечено 97,5 млн рублей частных инвестиций, и строительство и эксплуатация отдельного корпуса экстракорпоральной гемокоррекции и клинической трансфузиологии в Самаре общей стоимостью 350 млн рублей.
Первый в России Центр протонной терапии был построен в Санкт-Петербурге по инициативе частных предпринимателей. Теперь он является примером успешного взаимодействия государственной и частной инициативы. В следующем году на установке протонной терапии предусмотрено лечение 100 пациентов за счет бюджетных средств.
Одним из самых масштабных проектов в сфере частно-государственного партнерства является международный медицинский кластер «Сколково», в создание которого планируется вложить около 10 млрд рублей государственных средств и более 90 млрд рублей частных инвестиций. Главная особенность кластера будет состоять в том, что иностранные врачи смогут работать там без российских лицензий, применять зарубежные препараты и привозить оборудование также без лицензий. Смысл этой инициативы в том, чтобы привлечь в страну действительно передовые технологии и высококлассных специалистов, не тратя несколько лет на получение разрешения на работу и сертификатов на препараты и оборудование.
... но проблем они не решают
Однако, несмотря на то что количество проектов ГЧП растет, проблем в сфере здравоохранения меньше не становится.
Так, до сих пор многие платежеспособные россияне предпочитают лечиться за границей, хотя и в России есть врачи, по уровню профессиональных компетенций не уступающие, а порой и превосходящие своих зарубежных коллег. Согласно данным Минздрава, в 2016 году из страны на лечение выехали 80 тыс. человек. Значительные денежные суммы, потраченные в других странах, могли бы быть конвертированы в развитие российского здравоохранения. Тем не менее в обществе до сих пор бытует мнение, что лишь за границей можно получить качественную высокотехнологичную медицинскую помощь у квалифицированных специалистов.
Поэтому инициатива сделать получение медицинских услуг иностранных специалистов и технологий более доступным в России интересна, так как позволит определенной категории россиян получить доступ к тому, за чем они сейчас уезжают за рубеж. Хотя, конечно, удовлетворить спрос пациентов со всей страны вряд ли будет возможно.
Другая проблема, которая пока никак не решается с помощью ГЧП, — отсутствие модернизации лечебных учреждений. Среди подведомственных Минздраву организаций есть ведущие научные медицинские учреждения мирового уровня, которым срочно требуются модернизация, ремонт, инвестиции для развития. При достаточном финансировании их уровень оснащенности и сервиса будет соответствовать уровню иностранных клиник. Причем для частных инвесторов такие проекты могли бы стать более рациональным и эффективным направлением вложения средств, так как для создания высокотехнологичных медицинских центров не потребуется строить новые здания и полностью набирать штат специалистов. К тому же это позволили бы решить проблему тех медицинских учреждений, которые находятся в аварийном состоянии. Сейчас, по данным Росстата, около 30% зданий государственных медицинских учреждений требуют реконструкции и капитального ремонта. Региональные бюджеты не способны обеспечить все потребности из-за недостатка средств. По словам председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, в 2017 году произошло существенное сокращение (на 42,9%) финансирования здравоохранения.
Встает вопрос и об уровне российской медицины в целом, особенно о качестве и доступности медицинской помощи для населения страны. И здесь участникам рынка, безусловно, есть над чем работать. В последние годы, в том числе благодаря частным инициативам, качественные и количественные показатели в сфере медицины демонстрируют относительно уверенный рост, при том что финансирование отрасли со стороны государства имеет тенденцию к снижению. Конечно, на сегодняшний день речь идет о крупных городах, где пациентов принимают квалифицированные врачи, где есть современное оборудование и применяются технологии мирового уровня. Но эти учреждения не способны удовлетворить дефицит качественной медицинской помощи по всей стране. Необходимо реализовывать проекты ГЧП равномерно, не концентрируясь только в крупнейших городах страны.
В России для ГЧП есть все: государственные и частные медицинские учреждения, специалисты, научно-исследовательские институты. Но чтобы консолидировать все силы и включить их в работу в общей системе, важно грамотно распределять средства, привлекая к участию в ГЧП инвесторов, а также зарубежных специалистов и иностранные медицинские клиники.