В декабре минувшего года был открыт Медиаинститут общественного здоровья. На сегодня в нем – три подразделения: Школа врачей, Школа пациентов и Школа здоровой информации (ее слушателями станут медицинские и фармацевтические журналисты).
Занятия в Медиаинституте начнутся в ближайшие месяцы. Чем же может быть полезен этот проект? На этот и другие вопросы портала «ЛекОбоз» отвечает директор Медиаинститута общественного здоровья Варвара Кажберова.
– Варвара Валентиновна, в чем главная задача Школы врачей?
– Главная задача – адаптировать врачей к успешному решению проблем в информационном поле. Нивелировать непонимание между врачами и пациентами, врачами и журналистами. Которые, по сути, те же пациенты.
Как писал известный социолог Пьер Бурдье еще в 1990-х годах, репутация в профессиональной среде и репутация в медиасреде – совершенно разные вещи.
Мировоззрение журналиста и мировоззрение врача – совсем не одно и то же. И доктора не всегда умеют верно доносить медицинскую информацию, а журналисты – верно ее интерпретировать.
И когда пациент приходит к врачу за помощью, такое непонимание очень сильно влияет на отношение заболевшего человека к конкретному доктору и медицине в целом. У этой проблемы – острейшее социальное значение.
Чтобы преодолеть это мировоззренческое непонимание, нужно работать одновременно и с врачами, и с журналистами. Без взаимных обвинений, просто с учетом разницы в точках зрения и картинах мира.
Наша задача – сделать информационную среду максимально дружелюбной, доступной для всех, прозрачной, профессиональной. И, в конечном итоге, благоприятной для развития сферы общественного здоровья в России.
– Редко какой доктор не страдает сегодня от нехватки времени. Как в условиях едва ли не ежедневного цейтнота все-таки заинтересовать врачей обучением?
– Передовые представители профессии уже задумываются об этих вопросах. Недавний пример: врач планировал оплатить услуги частного коуча в размере... 100 тыс. руб! Сумма вдвое выше его средней зарплаты. Доктор хотел научиться поведению в информационном поле, понимая, что в не самой далекой перспективе это увеличит его заработки, и поможет его семье стать увереннее в завтрашнем дне.
Многие понимают: портрет специалиста в медиа, несмотря на всю его несхожесть с мнением, сложившимся в профессиональной среде, это 80% репутации на рынке. То есть то, что помогает выжить.
Наша главная задача, конечно, не финансовая. Наша цель – этичная медиасреда. Этичная со стороны всех участников. Она нужна как воздух, без которого нельзя жить и дышать. Косвенным итогом может стать и рост медиапопулярности. Что уже связано с заработками, но это уже иной, коммерческий, продукт.
В отличие от отдельных участников рынка, поневоле наблюдающих одну «часть слона», мы планируем давать объективную, проверенную, достоверную информацию. Наш институт объединяет всех участников медиапроцесса – врачей, журналистов, пациентов – и в то же время остается независимой площадкой. Нас поддерживают самые разные учреждения – государственные и коммерческие, но не аффилированы мы ни с кем. Это поможет рассмотреть ситуацию со всех точек зрения.
– Когда начнутся занятия в Медиаинституте? Как они будут организованы?
– Первыми приступят к обучению журналисты. Школа здоровой информации откроется в феврале, а темы семинаров будут соответствовать нозологиям: онкологические заболевания, кардиологические, диабет... Но, опять же, подход будет комплексный: не только о медицине, но и об общественном здоровье во всех его аспектах. От этики и культуры до экономики.
В марте-апреле запланирован старт занятий в Школе врачей. У них будет общий курс по поведению в информационном поле. «Техника безопасности», работа с «негативом» (в силу специфики профессии это крайне необходимый навык), выстраивание информационной политики, инициирование инфоповодов, «как стать медиаэкспертом»… Вот основные темы и вопросы. Но далеко не все. Их много...
В июне планируем открыть Школу пациентов. Этот наш проект – наиболее сложный, он потребует разработки учебных блоков для разных возрастных групп. Собираемся проводить не только семинары и онлайн-занятия, но и культурные мероприятия, фестивали, акции... Помочь человеку осознанно подойти к здоровью труднее, чем мотивировать заняться заработком и профессиональной репутацией.
Семинары для докторов и журналистов планируем вначале периодичностью раз в месяц, потом, к концу года, 2-4 раза в месяц. И, конечно же, все материалы будут доступны на сайте проекта Mediahealth.ru.
На наших занятиях постараемся затронуть все аспекты общественного здоровья: экономику, медицину, экологию, этику и право, культурную и образовательную сферу. Курсы будут как открытые для всех слушателей, так и коммерческие. Но даже коммерческие продукты мы предложим по доступной цене – не такой, как у коуча, к которому обращался врач.
Записаться на занятия можно будет опять же на сайте mediahealth.ru, и через контакты на сайте (по телефону и электронной почте, а также через соцсети).
– Как стать преподавателем в Медиаинституте?
– Сегодня наши преподаватели – это участники экспертного совета проекта: практикующие врачи, представители Минздрава, сотрудники НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко... Если есть желание присоединиться к преподавательскому составу, этот вопрос можно обсудить в индивидуальном порядке с организаторами проекта и экспертным советом. А также внести предложения по своему курсу – заявить возможные темы, обосновать практическую значимость и подготовить примерный план занятий.