Термин "паллиативная помощь" впервые появился в российском законодательстве немногим более пяти лет назад. Но уже сегодня в стационарах города создано более 900 коек для больных, которые в ней нуждаются. Им оказывается помощь как в системе здравоохранения, так и на базе учреждений социальной защиты населения. О порядке межведомственного взаимодействия при оказании паллиативной помощи шла речь на совместном заседании комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья и комиссии МГД по социальной политике и трудовым отношениям.
Председатель комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«Несколько лет назад в прессе было множество сообщений о том, что в городе в недостаточной мере оказывается паллиативная помощь. В частности, наблюдались сложности с обезболиванием. С тех пор многое изменилось. В том числе и по инициативе депутатов Мосгордумы был создан центр паллиативной помощи. Вокруг него объединились восемь хосписов. Кроме того, открыты специализированные кабинеты и отделения в поликлиниках и стационарах города.
Часть больных, нуждающихся в паллиативной помощи, находятся в стационарных учреждениях, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения».
Председатель комиссии МГД по социальной политике и трудовым отношениям, председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Антонцев, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«Для совершенствования системы паллиативной помощи в Москве нужен комплексный подход. Важно создать соответствующую нормативно-правовую базу, увеличить количество коек, а также подготовить достаточное число специалистов в этой области.
Еще один важный аспект - получение инвалидности. К сожалению, у нас не все тяжелобольные пациенты в силу тех или иных причин ее оформляют. Необходимо наладить взаимодействие между различными службами и облегчить процесс получения инвалидности неизлечимыми больными».
Директор ГБУ Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы Давид Мелик-Гусейнов:
«Тема паллиативной помощи непростая не только с эмоциональной точки зрения, но и с организационной. За последние пять лет «с нуля» были созданы центры помощи, разработан алгоритм взаимодействия, подготовлены специалисты. В обществе идет жесткая дискуссия по поводу того, где же человеку более комфортно провести последние дни своей жизни: в стационаре, имея возможность получать профессиональное медицинское обслуживание, либо дома в кругу близких? Сегодня порядка 70% больных умирает в больницах, 30% - дома. С ростом продолжительности жизни будет расти потребность в паллиативной помощи. Она должна быть приближена к пациенту, доступна ему, хорошо организована, в том числе и на дому. Охватывать она должна не только медицинскую, но и социальную, психологическую помощь, причем как пациенту, так и его родным».
Заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Павел Келлер:
«В системе социальной защиты в первую очередь предоставляются социальные услуги. Они направлены на улучшение условий жизнедеятельности или расширение возможностей для самостоятельного удовлетворения необходимых потребностей. Тем не менее, законодательство предоставляет нам ряд инструментов для оказания, в том числе, и паллиативной помощи. При наличии обстоятельств, которые угрожают ухудшению жизнедеятельности гражданина, он обращается в уполномоченный орган соцзащиты, где его признают нуждающимся в социальном обслуживании. Составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, заключается договор на их оказание. Есть стандарт предоставления услуг, где определены их сроки и объем. В то же время имеется ряд социально-медицинских услуг.
В систему социальной защиты входят 10 пансионатов, 19 психо-неврологических интернатов и 230 мест в частной системе соцобслуживания. Общая мощность городских учреждений составляет более 15 тыс. коек. Главная проблема – отсутствие четких критериев, определяющих получателей социальных услуг и пациентов. Необходимо наладить систему, которая позволит осуществлять переход нуждающегося в помощи из одного статуса в другой».
Имея право на получение соцуслуг, человек может рассчитывать на индивидуальные средства реабилитации. Получая паллиативную помощь, он теряет данный статус, - отметил Павел Келлер.
Директор ГБУ «Центр паллиативной медицины Департамента здравоохранения города Москвы» Анна Федермессер:
«В нашем законодательстве паллиативная помощь выделена отдельно. И это странно. Как результат наши паллиативные пациенты лишены многих видов помощи, которые им нужны. Отмечу, что у таких больных только 20% помощи приходится на медицину.
Если брать методику расчета ВОЗ, то в Москве в течение года в паллиативной помощи нуждаются 55-56 тыс. человек. В медицинских учреждениях в прошлом году ее получили порядка 16 тыс. человек. По данным Департамента труда и социальной защиты, в отделениях милосердия она оказана 6 тыс. человек.
Главная задача паллиативной помощи - не лечение болезни, а борьба с симптомами, мешающими человеку жить максимально комфортно. Это означает, что такую помощь могут оказывать и в системе социальной защиты населения.
Необходимо подумать о создании выездной патронатной службы, оказывающей содействие учреждениям социальной защиты в организации паллиативной помощи, выписке необходимых лекарств и сопровождении пациентов».
Главный внештатный специалист Департамента здравоохранения города Москвы по первичной медико-санитарной помощи взрослому населению Андрей Тяжельников:
«С 2015 года в амбулаторно-поликлиническом звене столицы начали организовываться кабинеты паллиативной помощи. На сегодняшний день в 47 медорганизациях функционирует 69 кабинетов паллиативной помощи, в них работает 75 врачей и 90 медсестер. На учете состоит 8990 пациентов. За пять месяцев текущего года выписано 9860 рецептов на наркотические анальгетики. За последние годы отпуск таких рецептов вырос в 1,5 раза. Врачи перестали бояться их выписывать, обладают необходимой информацией и активно ею пользуются.
Одна из задач, которая сейчас стоит перед системой, - это повышение уровня информированности населения о данном виде помощи, обучение родственников, осуществление патронажа».
Главный внештатный специалист Департамента здравоохранения города Москвы по оказанию паллиативной помощи Диана Невзорова:
«По международным стандартам на 100 тыс. населения должно быть 10 коек паллиативной помощи. Сегодня в Москве их более 900. Еще нужно порядка 300. У нас есть все возможности, чтобы обеспечить за счет бюджета города бесплатную, качественную, своевременную, доступную паллиативную помощь согласно государственному стандарту и государственным гарантиям».
Член комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Ольга Шарапова, депутатское объединение «Моя Москва»:
«В больнице, которой я руковожу, есть койки для паллиативных больных. Но иногда их занимают пациенты, которым не нужна такого рода помощь. У нас уходит до нескольких месяцев на то, чтобы перевести их в учреждения социальной защиты населения. Полагаем, что нужны выездные службы медико-социальной экспертизы и общая база данных».
Член комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Евгений Герасимов, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«Большинство родных готовы многое сделать для того, чтобы продлить и улучшить жизнь безнадежно больных членов семьи. В учреждениях города есть все возможности для этого. Нужно, чтобы нити взаимодействия учреждений соцзащиты и здравоохранения были завязаны. В этом поможет нормативно-правовой акт Правительства Москвы».
Подводя итог обсуждению, Людмила Стебенкова отметила: «Паллиативная помощь должна быть для москвичей бесплатной. Семьям больных и так тяжело. Тем более, что у города достаточно средств для организации качественной и высококвалифицированной помощи неизлечимым больным.
Предлагаю обратиться к Правительству города с предложением о проработке соглашения между Департаментом здравоохранения и Департаментом труда и социальной защиты населения о порядке межведомственного взаимодействия при оказании амбулаторной и стационарной паллиативной помощи. Кроме того, необходимо организовать информационное взаимодействие между учреждениями двух систем, создавать выездные бригады».