Министр Вероника Скворцова приняла участия в совещании Президента Российской Федерации с членами Правительства
Вероника Скворцова: Владимир Владимирович, как Вы уже сказали, в Послании прозвучали основные первоочередные шаги в области внедрения цифровых технологий в медицине, связанные с необходимостью наладить контроль рынка жизненно важных препаратов и соответственно пресечь завышение цен на жизненно важные препараты при их закупках для больниц и поликлиник – таким образом, увеличить охват льготного лекарственного обеспечения, создать комфортные условия для работы врачей, особенно первичного звена, сократив время на непрофильную деятельность, и внедрить удобные сервисы для взаимодействия людей с медицинскими организациями.
По Вашему поручению для совершенствования лекарственного обеспечения и сокращения неэффективных расходов в регионах страны Министерством здравоохранения совместно с государственной корпорацией «Ростех» разработана и внедрена в опытную эксплуатацию информационно-аналитическая система мониторинга и контроля в сфере государственных и муниципальных закупок лекарственных препаратов.
Для создания новой схемы управления закупками Минздравом разработан структурированный справочник-каталог лекарственных препаратов на основе государственных реестров, зарегистрированных лекарственных средств, и предельных отпускных цен. Совместно с заинтересованными федеральными органами – казначейством, Министерством финансов, Федеральной антимонопольной службой проведена интеграция созданной информационно-аналитической системы с единой информационной системой в сфере закупок. По сути дела, каталог лекарств встроен теперь в систему закупок и даёт возможность вносить туда структурированную информацию, которая автоматизированно обрабатывается и передаётся уже системе мониторинга закупок. Это позволяет нам оперативно анализировать информацию на уровне даже планирования закупок и по результатам конкурсных процедур, а также система автоматизированно рассчитывает средневзвешенные рыночные цены на аналогичные закупки по международным непатентованным и торговым наименованиям лекарств и объективизирует все отклонения от них.
В соответствии с Вашим поручением с 1 марта система работает в тестовом режиме, она наполняется данными, и в то же время отрабатываются некоторые технологические нюансы работы. На данный момент в системе зарегистрировано 29,4 тысячи заключённых контрактов по 22,2 тысячи торговых наименований лекарств на сумму 20,6 миллиарда рублей. И уже сегодня мы имеем возможность оперативно видеть средневзвешенные цены, в том числе в разрезе производителей, поставщиков и государственных заказчиков лекарств.
С 1 января запланирован переход работы в промышленную эксплуатацию, то есть в полном объёме. Для того чтобы это было возможно, в текущем году нам нужно принять некоторые нормативно-правовые акты. Самое главное – это закон, Владимир Владимирович, о котором Вы сказали, вводящий понятие и закрепляющий на всей территории страны Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, одним из компонентов которой является информационно-аналитическая система мониторинга закупок. Этот закон также вводит нормы, регламентирующие электронный документооборот и телемедицину.
15 июня законопроект прошёл первое чтение, сегодня он поставлен во второе чтение, и для нас крайне важно принять этот закон в весеннюю сессию. Сразу же после принятия этого закона будут приняты уже подготовленные постановления Правительства по функционированию информационно-аналитической системы и законопроект, подготовленный вместе с Федеральной антимонопольной службой, по типовому контракту на закупку лекарств – об особенностях описания объекта закупки.
До конца года необходимо также внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые бы закрепили ответственность за искажение информации, которая вводится в систему, и неиспользование информации при подготовке к заключению контрактов. Эти нормы будут введены отсроченно, после завершения накопления основного массива информации в системе. Поскольку основные контракты у нас заключаются в I квартале года и закупки осуществляются в I и II квартале, мы планируем введение этих норм с 1 июля, во втором полугодии следующего, 2018 года.
Хотелось бы отметить, что особое внимание мы сейчас уделяем образованию всех участников работы в информационно-аналитической системе с тем, чтобы у всех выработалось на уровне автоматизма понимание обязательности использования типовых форм структурированной документации.
На основе анализа фактических данных совместно с Федеральной антимонопольной службой на будущий год будут отработаны алгоритмы контроля и реагирования на выявленные отклонения цен от средневзвешенных.
Во втором полугодии 2018 года будет разработан и нормативно закреплён новый оптимальный подход к определению начальной максимальной цены контракта, основанной уже не на регистрации предельных отпускных цен, а фактически на референтной цене, средневзвешенной рыночной цене. Это позволит, по мнению экспертов, сократить отклонения от средневзвешенной цены не менее чем на 60 процентов и, таким образом, сэкономить достаточные бюджетные средства для расширения охвата населения необходимыми лекарствами во всех субъектах Российской Федерации.
Хотелось бы подчеркнуть, что новая схема управления закупками носит ярко выраженный профилактический характер и в будущем будет задавать фильтры для внесения информации в данную систему. Дальнейшее развитие информационно-аналитической системы связано с её интеграцией с другими сегментами Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, что позволит нам прослеживать весь процесс лекарственного обеспечения: от проверки в каждой медицинской организации адекватности назначения лекарств в соответствии с клиническими рекомендациями до оценки остатков лекарств в медицинских организациях, в аптеках и на складах. Такой пилотный проект запущен в этом году совместно с компанией «Биокад» по обеспечению онкологическими препаратами двух регионов: это Санкт-Петербург и Свердловская область.
Также мы планируем интеграцию данной информационно-аналитической системы с автоматизированной системой мониторинга движения лекарственных препаратов на основе их маркировки, что позволит нам своевременно определять недоброкачественную продукцию, фальсификаты и контрафакты, выводить их с рынка и, самое главное, профилактировать повторный вброс, то есть перепродажу дорогостоящих лекарств для льготного обеспечения, которые закупаются на государственные деньги.
Что касается других компонентов цифрового здравоохранения, в 2014 году мы подвели итоги программы модернизации в этой сфере, и был принят план развития региональных медицинских информационных систем, который был одобрен в рамках работы правительственной комиссии по информационным технологиям. Минздравом были утверждены требования к функционалу медицинских информационных систем медицинских организаций и интегрированных региональных систем. В 2015 году Минздравом с каждым субъектом Российской Федерации было подписано соглашение о реализации регионального плана информатизации здравоохранения на три года. Целью подписания этих соглашений было нивелирование межрегиональных различий к концу 2018 года по уровню информатизации в регионах.
На сегодняшний день автоматизировано 75 процентов рабочих мест медицинских работников. Подключено к скоростному интернету 72 процента медицинских организаций и обособленных структурных подразделений – 18 100. Осталось подключить к скоростному интернету 13 800 медицинских организаций и обособленных подразделений. Из них 7100 не имеют доступа к сети «Интернет», у 6700 – потребность в модернизации той связи, которая имеется на сегодняшний день. К защищённой сети передачи данных подключено 64 процента медицинских организаций и обособленных структурных подразделений.
Медицинские информационные системы внедрены в 72 субъектах Российской Федерации, почти в 7 тысячах медицинских организаций, это составляет примерно треть от общей потребности. Интегрированные региональные медицинские информационные системы сформированы в 82 субъектах Российской Федерации, за исключением Орловской и Тверской областей и Чукотского автономного округа.
В большинстве регионов созданы централизованные порталы «Архив медицинских изображений». И 66 регионов активно используют этот портал для передачи изображений с приборов из более чем 2 тысяч медицинских организаций, а также портал лабораторных исследований, и уже 61 регион передаёт в электронном виде лабораторные показатели в поликлиниках и стационарах. В 78 регионах внедрена система диспетчеризации санитарного автотранспорта, к которой подключено уже сейчас более 89 процентов станций скорой помощи.
Особое значение для наших людей имеет повышение доступности медицинской помощи, обеспечение быстрой и комфортной записи на приём к врачу, для чего внедряется электронное расписание работы врачей и возможность дистанционной записи. В настоящее время электронную запись используют 82 субъекта Российской Федерации, кроме Псковской области, Чеченской Республики и Чукотского автономного округа. 39 процентов медицинских организаций активно записывают 25 процентов и фактически обслуживают все обращения в амбулаторном звене с помощью электронной записи.
Наша цель – до конца 2018 года по мере подключения медицинских организаций к сети «Интернет» обеспечить стабильный и качественный сервис записи к врачам во все поликлиники страны через личный кабинет пациента на Едином портале государственных услуг. В декабре текущего года мы запускаем единую систему мониторинга времени ожидания приёма у врачей разных профилей во всех медицинских организациях страны, что позволит нам оперативно выявлять те организации, в которых нарушаются предельные сроки ожидания разных видов медицинской помощи, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации. Такая система апробирована и сейчас уже эффективно действует в Москве, поэтапно до конца 2018 года будет введена во всех регионах страны.
Наряду с комфортной и своевременной записью к врачу особое значение имеет минимизация времени ожидания у кабинета врача или у лаборатории. Для этого необходимо налаживание технологических процессов внутри медицинских организаций. С 2016 года совместно с государственной корпорацией «Росатом» мы реализуем проект «Бережливая поликлиника», который наряду с реорганизацией регистратур и правильной маршрутизацией потоков пациентов внедряет медицинские информационные системы и вводит электронный документооборот. Таким образом, устраняются избыточные затраты врача на заполнение бумажных документов, а также появляется возможность оперативно получать информацию о диагностических исследованиях и наличии лекарств в аптеке. Такая автоматизация уже повысила эффективность работы пилотных поликлиник. Так, время ожидания у кабинета врача сократилось более чем в три раза (от 3 до 12 раз), время непосредственной работы врача и пациента увеличилось вдвое, появилась возможность комфортной и быстрой сдачи анализов, получения результатов и прохождения диспансеризации без очередей.
В настоящий момент в проекте участвует уже 115 поликлиник в 40 субъектах Российской Федерации. До конца года мы планируем увеличить число поликлиник до 200, этот положительный опыт будет масштабироваться во всех поликлиниках страны.
Особое внимание мы уделяем созданию удобной для граждан возможности дистанционного получения медицинских документов, справок, выписок и рецептов. Условием для внедрения электронного документооборота является, как уже было сказано, внедрение информационных систем в медицинских организациях.
Хотелось бы отметить, что в том или ином виде уже в 72 регионах используется электронный документооборот. Так, в 64 субъектах всё льготное лекарственное обеспечение производится уже за счёт электронных рецептов, которые автоматизированно передаются из медицинских организаций в аптеки. Внедрение Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения позволит ввести реестр электронных медицинских документов – единый, на всю страну, который будет вести документы для каждого пациента, что не только создаст дополнительные удобства для пациента, но и обеспечит преемственность диагностики и лечения в разные периоды жизни человека в разных медицинских организациях.
Безусловно, персональные данные граждан будут строго защищены и обезличены в базе данных. Этот вопрос внимательно прорабатывался вместе с Администрацией Президента и Аппаратом Правительства. Доступ к реестру медицинских документов будет иметь только сам гражданин через его личный кабинет – на основе проверки его подлинности и персонального ключа входа, а также по согласованию с пациентом лечащий врач. При этом федеральная платформа – реестр электронных медицинских документов будет создан уже в этом году и начнёт наполняться данными после вступления в силу Федерального закона. Полный переход на электронные медицинские документы пройдёт поэтапно до 2024 года по мере готовности инфраструктуры медицинских организаций. Сроки введения электронного документооборота полностью скоординированы с программой «Цифровая экономика».
Хотелось бы ещё отметить значимое направление для повышения доступности и качества медицинской помощи – это внедрение телемедицины, телемедицинских технологий. Дистанционное взаимодействие между врачами применяется в российской медицине уже в течение нескольких лет. В 2008 году при внедрении так называемой сосудистой программы были созданы телемедицинские комплексы для связи региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений, которые активно работают уже практически 10 лет. Оснащение медицинских организаций телемедицинскими системами с использованием видеоконференцсвязи получило развитие в период программы модернизации.
Сегодня телемедицина на региональном уровне используется в 83 субъектах Российской Федерации, кроме Республики Алтай и Чукотского автономного округа, и более 4400 медицинских организаций подключено активно к этим системам. В 2016 году мы начали формирование федеральной вертикально интегрированной телемедицинской системы, которая связывает наши национальные медицинские исследовательские центры с профильными региональными подразделениями, и уже 70 процентов регионов подключились к этой системе. Планируется в 2017–2018 годах подключить к федеральной телемедицинской системе все 700 учреждений третьего уровня субъектов Российской Федерации. Для них будет обеспечена непрерывная методологическая поддержка, дистанционные консилиумы с видеоконференциями, телемедицинские консультации с обязательным документированием в электронном формате и сохранением цифровых изображений. Сформированная база обезличенных медицинских цифровых изображений, проанализированных специалистами федеральных центов, станет основой для создания и внедрения интеллектуальных систем поддержки принятия врачебных решений.
Хотела бы отметить, что в настоящее время эффективно реализуется апробация первой такой российской системы для ранней диагностики рака лёгкого на первой стадии. После накопления первых 13 тысяч распознанных томограмм, компьютерных и магнитно-резонансных, программа действительно начала проявлять высокую диагностическую эффективность. Проводится эта апробация на базе федерального центра профилактической медицины.
Применение телемедицинских технологий используется и для индивидуального мониторинга здоровья человека. В настоящее время в России уже существует большая линейка неинвазивных персональных телемедицинских устройств для дистанционного взаимодействия врача и пациента. В этом году мы закончим реализацию двух пилотных проектов в Тюменской и Ленинградской областях, по которым дистанционно мониторируем уровень артериального давления у пациентов из групп риска. По предварительным данным, заслушанным по результатам первого полугодия, такой подход позволяет своевременно корригировать давление, снижать число гипертонических кризов, экстренных госпитализаций с вызовом скорой помощи и число летальных исходов. В рамках национальной программы HealthNet одно из направлений до 2025 года – распространить опыт индивидуального мониторирования здоровья широко во всех регионах страны.
Таким образом, Владимир Владимирович, мы сегодня имеем уже существенный задел в развитии цифровых медицинских технологий, и все наши планы: и ближайшие, и среднесрочные – будут реализованы при трёх основных условиях. Это скорейшее принятия закона (мы надеемся, в эту весеннюю сессию), поскольку именно закон устанавливает обязательность работы региональных сегментов нашей системы. Второе – это выполнение субъектами дорожных карт, подписанных губернаторами, по региональной информатизации. И третье – это исполнение плана Министерства связи на основе поручения, которое прозвучало в Послании, по подключению всех поликлиник и больниц к сети скоростного интернета к концу 2018 года».